lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

Едут, едут по дороге наши трубачи! 1937 год.

Трубачи Первой Конной армии — картина художника Митрофана Грекова, написанная в 1934 году к персональной выставке, посвящённой 15-летию 1-й Конной армии.
[Spoiler (click to open)]
Митрофан Греков был призван на военную службу сразу после окончания художественной академии, прошёл германский фронт Первой мировой войны, весной 1917 года вернулся на родину после тяжёлого ранения и встретил начало Гражданской войны в Новочеркасске. Вдохновением для художника стало вступление Рабоче-крестьянской Красной армии в Новочерскасск 7 января 1920 года, а спустя 3 года Греков был представлен Клименту Ворошилову и поделился с военачальником своей творческой идеей живописания истории Гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. Ворошилов ответил, что считает тему Гражданской войны слишком масштабной и грандиозной, и предложил художнику ограничиться отдельным периодом, а лучше — боевым путём одного крупного воинского соединения. В середине марта 1923 года первые крупные работы Грекова — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа Михаила Левандовского — были представлены на IV выставке Ассоциации художников революционной России в Центральном доме Красной армии в Москве, а затем поступили во вновь организованный музей Красной армии. Успех вдохновил Грекова, который начал исследовать историю 1-й Конной армии по устным рассказам бойцов и командиров и даже несколько раз встречался с самим Семёном Будённым. В цикл работ о 1-й Конной армии вошли картины «Красногвадрейский отряд в 1918 году», «Отряд Будённого в 1918 году», «Красное знамя в Сальских степях», несколько потретов героев 1-й Конной армии, «Тачанка» и «Бой за Ростов под Большими Салами»[1].
К 15-летию 1-й Конной армии Грекову была предложена большая персональная выставка в Московском доме художника на Крымском мосту. Последние годы художник был занят изготовлением масштабных диорам, и только зимой 1933—1934 года взялся за работу над новыми живописными полотнами. В зимние месяцы художник завершил картины «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном» и «На пути к Царицыну», а завершить серию должны были «Трубачи 1-й Конной армии». Первые этюды для «Трубачей» Греков подготовил ещё в 1927 году на Высших кавалерийских курсах в Новочеркасске, где для него позировали местные курсанты, однако дальше зарисовок дело не пошло. В 1930 году Греков вернулся к работе над «Трубачами», но художника вновь постигла неудача. Весной 1934 года он тяжело заболел и отправился в Евпаторию навестить семью брата и поправить здоровье, и благоприятный климат Крыма вдохновил его на работу. Целый месяц Греков писал натурные пейзажи, а затем сосредоточился на «Трубачах». Работа над картиной была завершена по возвращению в Москву, где художник ещё раз переосмыслил полотно и придал ему окончательный облик[1].


Мурзилка, 1937 год, №2


Описание
На картине «Трубачи 1-й Конной армии» изображена колонна конников-красноармейцев на марше. Композиция полотна выстроена вокруг трёх трубачей и двух горнистов, помещённых в центр картины и вынесенных на передний план. Остальная колонна растянулась по степной дороге и уходит за край полотна, фигуры солдат либо скрыты за спинами музыкантов, либо теряют чёткие очертания и сливаются в единую человеческую массу на заднем плане. В то время как масса солдат одета разношёрстно, музыканты по-щёгольски едут на одинаковых, подобранных в масть конях, создавая мажорный образ победоносной Красной Армии. Большую роль в полотне играют свет и цвет. Солнце находится в зените и ярко подсвечивает героев, цвета жёлтого песка, зелёной травы, голубого неба, металла инструментов служат созданию торжественного духа. Реалистичности неба и облаков художник достигает, обращаясь к своей коллекции зарисовок облаков в разное время суток[1][2].
Оценка
«Трубачи 1-й Конной армии» считаются одной из наиболее примечательных работ Грекова, важной вехой в его творчестве. Картина была включена во многие иллюстрированные издания того времени, распространена миллионными тиражами в виде репродукций и открыток.
(Википедия)

П.с. Внушительное полотно!
Tags: 1930-е, вырезки, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment