Сложилась ситуация замкнутого круга без выхода - в быстро растущей армии в строй ставили тысячи молодых летчиков невысокой степени обученности, сажая их за штурвалы массово выпускаемых самолетов невысокой степени качества. Командование их косили в ходе репрессий, стремительно выдвигая на освобождающиеся высокие генеральские и полковничьи должности вчерашних лейтенантов и капитанов. Когда нет навыков организации службы, нет высокого уровня подготовки и материальная часть зачастую такого себе качества, происходят авиационные происшествия и катастрофы - самолеты разбиваются, летчики погибают. Все это в атмосфере постоянно раскрываемых "заговоров", поисков "шпионов, диверсантов и вредителей", когда такое обвинение может быть повешено на любого человека.
Нарастает критическая масса потерь - сотни самолетов разбиты, сотни пилотов погибли. Командование ВВС начинает скрывать происшествия от верхов, снижать количество полетов - получает за это обвинения в шпионско-вредительской деятельности, направленной на подрыв боеготовности и боевой подготовки ВВС. Командование ВВС начинает активизировать учебную деятельность - опять больше разбитых самолетов, больше погибших летчиков. Получают за это обвинения в том же вредительстве и подрывной деятельности по созданию предпосылок к гибели самолетов и летчиков. В частности, самый молодой командующий ВВС Рычагов, пал жертвой этой системы, когда на совещании у Сталина вспылил и обвинил руководство страны в том, что летчиков заставляют летать на "гробах" и в результате получают эти самые гробы. Сталин такой резкости не ожидал и не простил. Рычагов и ряд других видных командиров ВВС РККА были расстреляны. Особо отвратительна была казнь Смушкевича, который уже не мог подняться на ноги из-за крайне серьезных травм, полученных в результате авиационной катастрофы - врачи не понимали, как он мог летать, когда от тазобедренных суставах у него "осталась одна каша" и он испытывал дикие боли, тем не менее управляя самолетом. Его расстреляли лежащим на носилках.


Journal information