lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

Приказ НКО СССР об аварийности в частях ВВС РККА №0018 от 21 мая 1938 года.

Один из примеров правильного по смыслу и чудовищного по последствиям приказа - Об аварийности в частях ВВС РККА, №0018 от 21 мая 1938 года.

Сложилась ситуация замкнутого круга без выхода - в быстро растущей армии в строй ставили тысячи молодых летчиков невысокой степени обученности, сажая их за штурвалы массово выпускаемых самолетов невысокой степени качества. Командование их косили в ходе репрессий, стремительно выдвигая на освобождающиеся высокие генеральские и полковничьи должности вчерашних лейтенантов и капитанов. Когда нет навыков организации службы, нет высокого уровня подготовки и материальная часть зачастую такого себе качества, происходят авиационные происшествия и катастрофы - самолеты разбиваются, летчики погибают. Все это в атмосфере постоянно раскрываемых "заговоров", поисков "шпионов, диверсантов и вредителей", когда такое обвинение может быть повешено на любого человека.

Нарастает критическая масса потерь - сотни самолетов разбиты, сотни пилотов погибли. Командование ВВС начинает скрывать происшествия от верхов, снижать количество полетов - получает за это обвинения в шпионско-вредительской деятельности, направленной на подрыв боеготовности и боевой подготовки ВВС. Командование ВВС начинает активизировать учебную деятельность - опять больше разбитых самолетов, больше погибших летчиков. Получают за это обвинения в том же вредительстве и подрывной деятельности по созданию предпосылок к гибели самолетов и летчиков. В частности, самый молодой командующий ВВС Рычагов, пал жертвой этой системы, когда на совещании у Сталина вспылил и обвинил руководство страны в том, что летчиков заставляют летать на "гробах" и в результате получают эти самые гробы. Сталин такой резкости не ожидал и не простил. Рычагов и ряд других видных командиров ВВС РККА были расстреляны. Особо отвратительна была казнь Смушкевича, который уже не мог подняться на ноги из-за крайне серьезных травм, полученных в результате авиационной катастрофы - врачи не понимали, как он мог летать, когда от тазобедренных суставах у него "осталась одна каша" и он испытывал дикие боли, тем не менее управляя самолетом. Его расстреляли лежащим на носилках. 
Показательно, что в выводах о причинах сложившейся ситуации на первом месте стоит ослабление большевистской бдительности, партийно политической работы и обилие до сих пор не искорененных врагов народа. Стоит ли удивляться потом лекциям Михаила Тимина о том, что состояние ВВС РККА по качеству и показателям боевой работы, обученности личного состава так и не смогло выйти на уровень Люфтваффе даже к 1945 году. Казалось бы, сам Сталин утверждал, что кадры решают всё - по крайней мере, он прекрасно это понимал. И в то же время либо инициировал, либо попустительствовал безобразному отношению к этим самым кадрам. Как это так? Загадка. Самое для меня поразительное - это расправы с людьми, которые реально были профессионалами своего дела, по крайней мере лучшими из тех, что у нас были. Боевой опыт, личное мужество есть, авторитет у подчиненных - огромен, желание работать - в наличии. Что мешало просто спустить этих людей с небес на адекватный их способностям уровень, куда сам же их забросил? Видишь, что человек не справляется с командованием ВВС, отправь его командовать обратно корпусом, дивизией, полком. Зачем отдавать в руки палачей, которые принимают его на конвейер раскрытия очередного заговора? Ведь война же на пороге, все прекрасно знают и видят! Надеялись, что такими показательными расправами заставят остальных грамотно летать и воевать, точно бомбить и неукоснительно соблюдать дисциплину, уставы и инструкции? Но это так не работает - неужели не знали, что страх контрпродуктивен для важнейшего на поле боя - для инициативы, решительности, отсутствии шаблонов в тактических решениях, которые далеко не всегда укладываются в какие-либо приказы и инструкции? И что эти же слюди как раз и показывали это в той же Испании, например, импровизируя в боевой работе на ходу. Не понимаю. 





Tags: 1930-е, Красная Армия, авиация, документы, репрессии
Subscribe

Posts from This Journal “репрессии” Tag

promo lewhobotov июль 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments