Внимание: Данный обзор написан сугубо с позиций зрительских впечатлений от просмотра фильма, без какой-либо политической пристрастности. Из общего же впечатления проистекает заголовок обзора. В субтитрах на кадрах из фильма присутствует мат. Будьте внимательны, читать строго совершеннолетним.
Итак, на днях приобщился к сравнительно новой военной драме "по реальным событиям" под названием "Черкассы" (укр. - "Черкаси"). Кинопроизводства, понятно, Украины, 2020 г.
Драма рассказывает о всем известных событиях тихой и мирной кончины крымской группировки ВМС Украины в 2014 году после возврата полуострова в состав России, последним осколком которой и стал тральщик "Черкассы" (бывший "Разведчик" ЧФ ВМФ СССР, 1976 года, корабль в 735 тонн водоизмещением, 61,2 метра длиной и экипажем в 68 человек).
Поскольку среди военных моряков сдача своих боевых кораблей иностранному государству - событие, мягко говоря, позорное, а задачи воспитания нации требуют постоянной подпитки дровами из подвигов предков и современников, то логично было сделать фильм о подвиге если не ратном, то хотя бы духовном - дескать, руки у героев были связаны продажными политиками, а то бы они ого-го наворотили! Видимо, потому и родился на свет означенный фильм.
Скажу сразу - ожидал увидеть очередной эпик про "спартанцев на водах", но ошибся. Оценка на "Кинопоиске" 6.0 и она вполне соотвествует содержанию фильма. Режиссер Тимур Ященко создал очень достойное кино, суть которого наглядно отражает смысл существования военного флота Украины на момент событий - то есть, полное отсутствие такового. Возникшее из маниакального желания досадить соседу и оторвать себе побольше от тела Черноморского Флота СССР изначально было рассчитано не на построение собственного мощного военно-морского инструмента, а на умирание и распиливание доставшегося, облепленного сонмом паразитов в расшитых фуражках и деловых костюмах.
Потому лично я фильмом остался весьма доволен как честным взглядом на события.

Мишка и Лев — парни из украинского села. Они оказываются на военном корабле ВМС Украины «Черкассы» в порту крымского озера Донузлав во время событий на Майдане 2014 года. Вместе с другими кораблями украинского флота «Черкассы» оказывается заблокирован в озере Донузлав — путь к морю перекрыт затопленными судами. Украинские корабли сдаются один за другим, и только экипаж «Черкасс» сопротивляется и продолжает борьбу.
Режиссер Тимур Ященко Сценарий Robert Kwilman, Тимур Ященко
https://www.kinopoisk.ru/film/1115313/
Ну-с, джентльмены, приступим к разбору фильма по сущесту...


Первые кадры фильма показывают нам будущего героя и примера нации Михаила за год до событий - в состоянии сильного алкогольного опьянения он

Проезжающий сосед берет парня с собой и мчит в коляске своего мотоцикла на другой светский раут по случаю кончины матери его лучшего друга Левы - догоняться.


За столом присутствует как миниум одно наглядное свидетельство внутривидовой мутации в результате кровосмешения близких родственников, которое в наступивших сумерках куда-то тянет из-за стола также употребившую дивчину.

Когда они зашли в хлев, меня аж передернуло от ожидания, что биологический эксперимент сейчас будет продолжен, но нет - "существо" притянуло дивчину подивиться на страшную опухоль на брюхе коровы, принадлежащей умершей женщине, из которой, надо думать, кто-то продолжительное время пил молочко (из коровы, разумеется, а не из женщины)...

Леву же, который предположительно разбит горем (впрочем, у него вид всегда такой, так что разбит ли он чем-то - неизвестно) один из оставшихмя на ногах соседей упрекает в том, что тот сидит на поминках как истукан.

Лева молчит.

А на утро берет топор, заходит в хлев и рубит им корову (не показано).

Утро после поминок в семье страдающего от похмелья Михаила. Звонок в дверь.

Мать с квадратными глазами (как-то перебор со странными лицами на минуту экранного времени, дает основания полагать, что нездоровое молочко пили многие) возразается к столу, потому что...

...на пороге стоит Лева в окровавленной одежде и говорит Мише: "Я с тобой поеду"

И следующим кадром парни уезжают служить в Военно-Морских Силах Украины.

За какое-то время до основных событий они уже в Крыму, уже в военно-морской форме.

Чемпионат по силовому многоборью между украинскими моряками и российскими морпехами. Дисциплину "перетягивание каната" выигрывают наши морпехи.


Зато в рукоборье реванширует украинский боцман с "Чаркасс", вызывая уважительную похвалу российского морпеха (см. субтитр ниже)

Забегая вперед - они ещё встретятся.

Ну, а дальше для молодых моряков начинаются суровые будни службы на украинском флоте (см. субтитры)




Господа же офицеры в кают-кампании по телеку смотрят главное событие года - майдан в Киеве.

Так как офицерам явно не до личного состава, а мичманам и старшинам пофигу, морячки бегают через забор части в самоволки.

Где распивают чаи и затариваются "крепеньким", да и 100% - другими "народными средствами" у местных "неравнодушных граждан", чутко держащих руку на пульсе всего, в том числе политической жизни в регионе.

"Черкассы" в море. Автономность, кстати, у корабля невелика - 10 суток без пополнения топлива и припасов.

Молодых моряков, в том числе Леву и Миху посвящают в моряки грозных ВМСУ через ритуал выпивания до дна примерно поллитры заботной воды над растянутым гюйсом, при этом каждая пролитая капля - бутылка пива, которую "тостуемый" обязан выставить старшим товарищам по дружному экипажу.


Почему-то потом начинается чтение Присяги, что выглядит более чем странно. Во-первых, потому что есть риск сблевануть от выпитой жидкости прямо на священный текст, а во-вторых - как может матрос, не приведенный к присяге, нести службу на боевом корабле и быть объектом неуставных отношений? Либо на Украине это как-то иначе, чем у нас, либо просто "красивый киношный ход".

В любом случае, ночью в кубрике начинается "прокачка" молодых матросов, сопровождающася битьем по различным частям тела, с благородной целью быстрейшего освоения ими своих военно-морских специальностей (примеры задаваемых вопросов в виде субтитров на кадрах)


Нарушителя дисциплины в состоянии опьянения спать укладывают в цепной ящик за неимением на корабле карцера.


ПРоходит какое-то время и накануне событий в Крыму тральщик "Черкассы" участвует в международных морских учениях у берегов Болгарии, где обезвреживает, видимо, имитатор морской мины со срамной антиукраинской картинкой.


С чувством выполненного долга экипаж тральщика приобщается к культурным ценностям Европы - заваливается в первый попавшийся бар-бордель с голыми женщинами.
Хватало ли на это денежного довольствия моряков срочной или контрактной службы или они что-то продали с корабля - в фильме не уточняется, хотя вопрос о нищете моряков офицерами тральщика в разговоре озвучен.


Стоящие на вахте матросы чувствуют себя несправделиво обделенными и тоже смываются в тот же бордель, где попадаются в лапы старших по званию (я так понял, возглавлявшего культурную экскурсию мичмана)

После чего на утренним построении демонстрируют свежие фингалы командиру корабля, который справедливо упрекает экипаж в низком качестве несения службы (причем, из реплик следует что об отлучке части экипажа ночью командир не в курсе).


"Черкассы" направляется к родным берегам.

На пути боцман и старослужащие устраивают экзекуцию над коком, по давней флотской традиции насильно потчуя его собственной стряпней.


Тральщик прибывает в бухту Донузлав, на берегах которой уже находятся вооруженные люди в зеленой форме без опознавательных знаков, а украинские корабли стоят на рейде.



Во время очередной самовольной отлучки "неравнодушные граждане Крыма" снабжают морячков радиостанцией для связи.

А на судне начинается боевая учеба личного состава с учетом свежайшего украинского боевого опыта, достигнутого в сражениях на Майдане.


Старшины обмениваются мнениями о настроениях в матросской среде - что говорят, о чем думают...

В это время офицерскому составу оставшихся украинских кораблей некий российский капитан первого ранга делает предложение, от которого большинство не откажется - мирно перейти на сторону России. Оставшихся вместе с их кораблями запирают в бухте путем затопления на выходе из нее старых судов.

Тем не менее, на рассвете "Черкассы" пробует пройти через заграждение, даже сдвинуть затопленное судно с помощью лебедки, но ничего не выходит.


Тем более, что едва ли сильно ремонтировавшийся с советских времен двигатель внезапно перестает справляться с нагрузкой.

Тральщику ничего не остается, как вернуться обратно и встать на якорь.

По мере мирной сдачи других кораблей "эскадры", остатки их экипажей, не пожелавших перейти на сторону России, в том числе перебираются и на борт "Черкасс".


Но и в самом экипаже корабля назрел раскол - офицеры тральщика открыто распадаются на партии желающих стоять до конца под флагом Украины и тех, кто считает это пустым номером и надо пользоваться представившейся интересной возможностью перейти на службу России.

Самый психологически интересный момент фильма - это построение, на котором командир оглашает свое решение не пытаться подавлять волю экипажа и предлагает всем принять окончательное решение - кто остается на корабле продолжать пассивное сопротивление, на что-то надеясь, а кто покидает его либо для перехода на службу России, либо для прекращения службы вообще.

Как говориться, достойный поступок - принять такое решение, а не бегать как идиот с маузером в надежде удержать расползающееся. Что мешало так поступить на самой Украине? Одни направо, другие налево. Одни в Россию, вторые в Европу, третьи остаются сами по себе. И никакой войны,трупов и разрухи. Все три части давно бы свой быт наладили в рамках сделанного выбора, а не могилы копали для молодых парней, да ладно бы только для солдат - для детей, женщин и стариков.

В целом сцена выглядит как "алаверды" к аналогичному эпизоду из "72 метра" (Желающие принять украинскую присягу - выйти из строя!)
Как говорится - бумеранги иногда больно возвращаются.


Строй офицеров и мичманов редеет вдвое.


Строй матросов держится дольше, но потом с места стартует корабельный кок.


За ним же один за другим переходят на другой борт матросы и старшины-контрактники.

В том числе и приятель боцмана, деливший с ним каюту.

Командир отдает приказ вышедшим из строя собирать вещи и покинуть борт тральщика.


Боцман мрачно контролирует процесс сборов и покидания корабля "перебежчиками", с молчаливым презерением разбрасывая встречных матросов в стороны широкими плечами.

На пару секунд останавливается, чтобы посмотреть на бывших уже друзей.

Среди перебежчиков оказываются даже те, кто ранее позиционировал себя патриотами Украины.


В целом разделение экипажа произошло без эксцессов, за исключением кока, которого все-таки оставшиеся матросы выкинули за борт вместе с туго набитыми сумками.


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Journal information