lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Category:

Полет и гибель стратостата "Осоавиахим-1" (30 января 1934года)

Статья из ТМ за 1934 год - детальный отчет о полете советского научно-исследовательского стратостата "ОАХ" в январе 1934 года, достигшего высоты 22.000 метров над земной поверхностью, который закончился катастрофой и гибелью всего экипажа - 3 ученых-аэронавтов.













Некоторые документы (плюс-архивные фотографии), отражающие ход следствия по расследованию катастрофы стратостата, опубликованы здесь:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/istochnik/1997/os1.html

31 января 1934 г.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

30/1—34 г. в 23 ч. 40 мин. Заместитель Полномочного Представителя ОГПУ по Средней Волге тов. ЗДОРОВЦЕВ по телефону сообщил, что в 17 ч. в Инсарском районе, Мордовской области, около села Потижский Острог, что в 8 клм. южнее станции Кадошкино, М.-Каз. ж. д. упала оторвавшаяся гондола стратостата ОСО СССР № 1. Оболочка от удара оторвалась и улетела. В гондоле обнаружено 3 трупа, при которых найдены документы на имя тов. ФЕДОСЕЕНКО4 и двух его спутников: т. т. ВАСЕНКО5 и УСЫСКИНА6.

Мною предложено тов. ЗДОРОВЦЕВУ выслать на место происшествия Начальника Мордовского Областного Отдела тов. ВАНД и немедленно организовать охрану гондолы.

Это было выполнено и позднее тов. ВАНД донес, что из опросов очевидцев устанавливается следующая картина аварии: — при падении стратостата оболочка оборвалась и при этом были слышны два взрыва. На месте обнаружено 3 трупа, лежавшие в гондоле, один из них изуродован до неузнаваемости. Все приборы и предметы, находившиеся в гондоле, разбиты.

Специальная комиссия, в составе Зам. Нач. Оперода тов. ВОЛОВИЧ, Зам. Нач. Особого Отдела тов. СОСНОВСКОГО, преподавателя Военно-Воздушной Академии тов. СЕМЕНОВА7, инженера-воздушника ПРИЛУЦКОГО8, командира стратостата СССР — тов. ПРОКОФЬЕВА9, профессора МОЛЧАНОВА10 и двух врачей — в 2 ч. 40 м. 31/1 выехала специальным литерным поездом, в составе паровоза и двух вагонов к месту аварии, куда прибудет в 14-15 час. 31/1—34 г.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОГПУ:

Г. ЯГОДА

Там же. Л. 5-6. Подлинник.

№3

Донесение комиссии по расследованию катастрофы стратостата* * * *

1 февраля 1934 г.

НАРКОМВОЕНМОР — тов. ВОРОШИЛОВУ.
ЗАМ ПРЕД ОГПУ — тов. ЯГОДА.

Докладываем, что к месту катастрофы, находящемуся в 13 километрах от ст Кодоскино, прибыли на лошадях в 16 часов 31/1.

* Здесь и далее — подчеркивания документов.

** Не публикуется.

*** На бланке ОГПУ при СНК СССР.

**** Копия донесения была направлена Г. Ягодой 1 февраля 1934 г. И. Сталину за № 50131.

Самое поверхностное следствие затруднялось полным отсутствием связи в районе катастрофы у селения ПОТИЖ-ОСТРОГ, суровой снежной погодой, наступившей темнотой, путанными, противоречивыми показаниями местного населения, а главное тем, что пока местные власти приступили, согласно указаний из Москвы, к сохранению в неприкосновенности картины катастрофы, местное население, проявив инициативу, сломало люк гондолы, вытащило наружу остатки трупов, мелкие остатки приборов и т. п.

Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне.

Общая картина по прибытии на место была такова, что только собрав по кусочкам трупы, обрывки бумаги и т. п. (на что потребовалось значительное количество времени) можно было составить то, о чем ниже сообщаем.

I. О КОМАНДЕ СТРАТОСТАТА.

Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован ФЕДОСЕЕНКО, череп которого собрать не удалось. Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю. Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло ее врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т. е. открыть люк.

Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон.

II. О ГОНДОЛЕ.

Гондола имеет следы сильнейшего удара о землю и большую вмятину. Один иллюминатор разбит. Судя по следам крови и частиц мозга на внешней стороне разбитого иллюминатора, он был разбит головой ФЕДОСЕЕНКО при падении гондолы. Люк гондолы был изнутри закрыт и вскрыт местными жителями с большим трудом. Внутри гондолы полное смешение мельчайших осколков приборов, обрывков бумаг, платья, внутренней отделки гондолы, клочьев мяса и мелких вещей. Все это, смоченное кровью, слепилось от мороза и представляло из себя картину, разбор которой требовал большого труда. Находившиеся в гондоле приборы разбиты и уничтожены почти полностью.

Полученные от местных жителей показания и выводы, сделанные нами на основе обследований, устанавливают, что гондола, отделившись на какой-то высоте и по какой-то причине от оболочки, с колоссальной силой упала на землю, подпрыгнула и ударилась вторично. Судя по тому, что гондола все же сохранилась, мы предполагаем, что ее свободное падение на землю началось на высоте не свыше 1500-2000 метров от земли.

Гондола доставлена на санях на станцию и погружена на платформу. Мелкие части приборов, разные детали, парашюты и т. п., обнаруженные вокруг гондолы, а также вытащенное местными жителями, собрано, упаковано и также погружено в вагон.

III. ОБ ОБОЛОЧКЕ СТРАТОСТАТА.

Оболочка, оторвавшаяся от гондолы, улетела, приземлилась в 4-5 километрах от места катастрофы и по частям была разворована местными жителями близь лежащих деревень. Принятыми мерами большая часть (почти вся) оболочки собрана. Ввиду отсутствия в районе катастрофы соответствующего помещения, где бы можно было эту колоссальную массу разложить и исследовать, трудно определить состояние пояса крепления такелажа подвески и установить причины отрыва гондолы от оболочки. До обследования оболочки стратостата трудно также выяснить, разорвали ли ее на части местные жители, или же она опустилась на землю отдельными разорванными частями.

Переходим к самому главному. На месте катастрофы обнаружено:

А) Погнутые карманные часы одного из лиц команды, стрелки которых остановились на 16 ч. 23 м. Из собранных нами обрезков бумаги восстановлена барограмма разбитого и уничтоженного барографа, измерявшего давление внутри кабины. По записям барограммы нами установлено, что аппарат от удара перестал работать в 16 ч. 21 м. Все опрошенные жители показывают время катастрофы 16 час. с минутами. Таким образом мы устанавливаем, что катастрофа стратостата произошла в 16 час. 20 минут.

Б) Эта же барограмма удостоверяет, что давление в кабине до последнего момента было нормальное, подтверждая этим еще раз наше предположение о том, что команда стратостата до самого момента удара гондолы о землю жила в нормальных условиях.

В) Нами расшифрованы записи ВАСЕНКО и запись УСЫСКИНА, из которых устанавливается, что стратостат в 12 ч. 33 м. достиг высоты 22 километра, держался на этой высоте 12 минут и в 12 ч. 45 м. пошел на медленное снижение, имея всего балласта в мешках 45 килограмм и отдельно в приборах 220 килограмм.

В 15 ч. 40 м. стратостат находился на высоте 17 километров, а в 16 ч. 07 минут, согласно этих же записей — на высоте 12 километров. К этому времени в записях имеются заметки о бодром настроении команды и целом ряде произведенных ею измерительных и научных работ. В журнале УСЫСКИНА имеется залитое кровью следующее начало записи: «16 час. 10 минут» и на этом запись прерывается.

Эти факты нас убеждают, что 16 ч. 10 м. надо считать началом катастрофы стратостата, а 16 ч. 21 м. ее концом. Началась катастрофа примерно на высоте 12 километров и продолжалась 11 минут.

Предварительно полагаем, что основной причиной катастрофы стратостата явился обрыв в 16 ч. 10 м. нескольких строп, на которых была подвешена гондола. Точно картину обрыва строп нам удастся установить по приезде в Москву. В блокноте ВАСЕНКО имеется запись, по времени относящаяся к 15 часам, следующего содержания — «ФЕДОСЕЕНКО распутывает клапанную веревку, запутавшуюся в метереографе»*. Предполагаем, что ФЕДОСЕЕНКО не удалось распутать веревку и что он не заметил, что она осталась в натянутом положении. Вследствие этого клапан оболочки продолжал оставаться открытым, газ выходил и по мере увеличения его выхода, оболочка утрачивала подъемную силу и вся система стремительно пошла вниз. От быстрого падения стратостата, материя оболочки стремилась затормаживать спуск и создавала увеличенную нагрузку на стропы и когда эта нагрузка дошла до предела, стропы, не выдержав, лопнули.

* Так в тексте.

По данным обнаруженных записей представляется возможным судить о большой научной работе, проведенной экипажем стратостата. Документальных данных, подтверждающих высоту подъема, вследствие гибели приборов, не имеется, но достигнутая стратостатом высота в 22 километра безусловно верна, что подтверждается рискованным расходом балласта, произведенным экипажем за счет обеспечения нормального спуска. Стратостату требовалось для нормального спуска иметь не менее 500 килограмм балласта, а у него на высоте 22 километра оставалось балласта, включая приборы, только 265 килограмм.

Ниже сообщаем проект извещения о гибели стратостата, который полагали бы возможным опубликовать в прессе.

— «На основании сохранившихся записей несомненно устанавливается, что стратостат СССР—СОАХ—1 (Осоавиахим) в 12 ч. 33 м. 30/1 поднялся на высоту 22 километра, продержавшись на этой высоте с колебаниями до 12 ч. 45 м., после чего пошел на снижение. В 16 ч. 07 м. стратостат находился на высоте 12 тысяч метров, что также абсолютно точно установлено. В течении всего времени пребывания в полете, экипаж стратостата провел большую научную работу, выразившуюся:

а) в фотографировании спектрографов;

б) во взятии 18 проб воздуха;

в) в производстве аэрологических измерений и в изучении метереологических элементов (температура, давление и влажность);

г) в фотографировании.

Помимо указанных наблюдений экипажем проведены большие работы по оптическим наблюдениям. В 16 ч. 10 м. стратостат на высоте около 11 тысяч метров, потерпел аварию, в результате которой стремительно пошел к земле. От сильного удара о землю гондолы стратостата, находившаяся в ней команда в составе т. т.: П. Ф. ФЕДОСЕЕНКО, А. ВАСЕНКО и И. УСЫСКИНА погибла. Причины аварии, вызвавшие стремительное падение стратостата, выясняются в результате ряда обследований.

Комиссия по расследованию причин гибели стратостата СССР—СОАХ—1

ВОЛОВИЧ.ПРОКОФЬЕВ».

Нами даны указания начальнику Мордовского Областного Отдела ОГПУ:

а) расследовать причины и выяснить конкретных виновников вскрытия гондолы, изъятия оттуда трупов и остатков приборов;

б) продолжать дальнейший опрос жителей, очевидцев катастрофы;

в) вместе с секретарем Райпарткома провести агитационно-разъяснительную кампанию и добиться сбора остатков оболочки, мелких деталей оборудования, которые возможно припрятаны местными жителями;

г) за нахождение метереографов (приборов, подвешенных вне гондолы) и бесспорно устанавливающих высоту подъема, объявить большую награду.

Еще раз просим учесть, что никакой информации ранее этого донесения мы дать не могли.

В 5ч. 19м. 1/11 — поезд с телами погибших и остатками стратостата отправляется в Москву.

ВОЛОВИЧ.ПРОКОФЬЕВ.

Там же. Л. 7-13. Копия.


ДАЛЕЕ (ОТЧЕТ О ВЫВОДАХ КОМИССИИ) - ЧИТАТЬ ПО ПРИВЕДЕННОЙ ВЫШЕ ССЫЛКЕ!!!

Tags: СССР, вырезки, история техники, происшествия
Subscribe

Posts from This Journal “история техники” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments