lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Category:

Приказ №303 "О действиях в бою экипажа парохода "Казахстан"", 12 сентября 1941 года.

Три оценки одной ситуации, произошедшей с пароходом "Казахстан" во время событий трагического для Балтфлота и всей страны в целом "Таллинского перехода", 27-30 августа 1941 года, унесшего около 15.000 жизней наших моряков, военных и гражданских людей, погибших вместе с 62 боевыми, вспомогательными и транспортными кораблями и судами Балтфлота. Немцы потеряли от 3 до 10 самолетов.

1) Официальная оценка через сообщение Совинформбюро для населения страны:
СОВЕТСКОЕ ИНФОРМБЮРО
15 сентября 1941 г.
Моряки транспортного флота образцово выполняют боевые задания Командования на фронте борьбы с германским фашизмом.
Подлинным героизмом проникнут подвиг семи моряков транспортного флота, награждённых 12 сентября орденами Красного Знамени. Перед лицом смертельной опасности они показали пример высокого сознания своего долга, самообладания и смелости.
Находясь в открытом море, пароход «Казахстан» подвергался нападению большой группы немецко-фашистской авиации. На судне находились пассажиры и раненные. Воздушные бандиты подвергли пароход ожесточённой бомбардировке. На корабль было сброшено много бомб, несколько из них попало непосредственно на палубу. В результате прямого попадания бомб возник пожар.
В создавшейся обстановке выдающееся мужество и отвагу проявили второй помощник Загорулько, старший механик Фурса, боцман Гайнутдинов, машинисты т.т. Слепнер и Шилин, кочегар Шумило и повар Монахов. В течение десяти часов они под непрекращающейся бомбёжкой ликвидировали пожар, исправили повреждённые взрывом и огнём механизмы.
В пути пароход снова подвергался налётам вражеской авиации, но экипаж искусным маневрированием уходил от опасности.
Благодаря исключительной самоотверженности и беспредельному трудовому героизму, экипаж «Казахстан» дошёл своим ходом до базы стоянки. Жизнь пассажиров и раненных была спасена.
Самоотверженность, беззаветная преданность Родине и безупречное выполнение морского долга, проявленные т.т. Загорулько, Фурса, Гайнутдиновым, Слепнером, Шилиным, Шумило и Монаховым заслуживают самого глубокого уважения и всенародной признательности.

2) Исключительный драматизм ситуации, последующий трибунал и попытки спасти от расстрела капитана и еще трех человек из экипажа (неудачно) описан впоследствии в воспоминаниях упомянутым в сообщении и приказе вторым помощником капитана Загоруйко Л.Н. здесь http://epistemology.ru/ognennyj-rejs-paroxoda-kazaxstan-v-dni-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-goda.html
Цитата из длинного текста, чтобы оценить ад ситуации, в которую попал пароход и его экипаж: "...Пассажиры, видя, что мы отходим от острова и тральщики ушли далеко вперед, снова подняли панику. Удачно сманеврировав, право на борт, самолет сбросил четыре бомбы, которые разорвались по две с каждого борта судна, после чего пассажиры просто взбунтовались и силой оружия заставили меня развернуть судно и следовать на остров Гогланд и выброситься на мель. Какой-то капитан-лейтенант (на нем был один китель от формы), выскочил на верх радиорубки и буквально заорал: «Товарищи, кому мы доверились – «торгашу», он же нас ведет к немцам». Не имея никакой возможности прекратить панику (все оружие находилось в руках пассажиров) пошли обратно самым малым ходом в расчете на то, что тральщики заметят наше действие и подойдут к борту и окажут нам помощь. Так это и произошло. Тральщики развернулись, подошли к борту и выяснив причину маневра, оказали помощь в ликвидации паники силой своего оружия, дав мне возможность следовать в Кронштадт. На меридиане острова Ловансаари опять появились самолеты, но опять правильным маневром, бомбы разорвались в воде, не причинив повреждений.
При подходе к острову Сескар мною было дано распоряжение о приведении судна в порядок. Необходимо было похоронить находящихся на всех палубах убитых людей по всем морским правилам, как героев боев на переходе, да они уже начали разлагаться и могли вызвать какую либо эпидемию среди пассажиров. При выполнении этой операции опять появился самолет противника, который идя в пике, сбросил бомбы, но опять удачно сманеврировав, судно уклонилось от попадания. На судне опять поднялась паника. Паникеры, овладев пулеметом, открыли губительный огонь по мостику и надстройкам, вследствие чего много пассажиров было убито. Мне чудом удалось остаться в живых, как раз в этот момент я отошел к телефонисту, для дачи очередной команды на руль и присел на корточки, чтобы прикурить папиросу и пули прошли надо мной. Большая часть пассажиров, возмущенная поступком паникеров, быстро ликвидировала панику и паникеров. На судне снова воцарился порядок. Что спасло меня от гибели, до сих пор не понятно, т.к. мостик представлял из себя решето. После паники вновь, к сожалению, пришлось хоронить уже новые трупы.
2-го сентября, рано утром, п/х «Казахстан» прибыл в Кронштадт, где по требованию должно было быть очищено от оружия и мусора, после выгрузки пассажиров и техники. С окончанием швартовки, на борт прибыли зам. командующего КБФ Пантелеев Ю.А. и нач. политотдела (фамилию не помню) и попросили меня и оставшуюся часть команды подтвердить имеющиеся у них документы о переходе транспорта. Я извинился за свой неопрятный вид: грязное, рваное и в саже обмундирование. Они улыбнулись и сказали: «о какой виде можно говорить после такой передряги».
Сведения у них были настолько точны, что исправлять ничего не было необходимым. Оказалось, что на судне, на одной из автомашин, погруженных в Таллине, была радиостанция, которая сообщала обо всем, что делалось на судне, включая оставление судна капитаном, опроса прибывших членов команды и самого капитана...."


3) Приказ о действиях в бою экипажа парохода "Казахстан", №303 от 12 сентября 1941 года за подписью Сталина.

Tags: 1940-е, Великая Отечественная, военный флот, документы
Subscribe

Posts from This Journal “Великая Отечественная” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments