lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

Захват аэробуса А-300, 24 декабря 1994 года. Развязка драмы.

Статья из Википедии:
24 декабря

Самолёт в этот день без затруднений выполнил рейс из Парижа в Алжир, после чего должен был выполнять обратный рейс — AF8969. В Алжире в то время шла гражданская война и для полётов в эту страну экипажи самолётов Air France набирались исключительно из добровольцев. В алжирском аэропорту Хуари Бумедьенruen на борт рейса 8969 сели около 220 пассажиров (в разных источниках от 209 до 227), преимущественно алжирцы и французы. Экипаж состоял из 12 человек, в том числе командир Бернар Деллемм (фр. Bernard Dhellemme), второй пилот Жан-Поль Бордери (фр. Jean-Paul Borderie) и бортинженер Ален Боссуа (фр. Alain Bossuat).

Стюардессы уже собирались закрыть двери, когда на борт поднялись 4 мужчин в униформе Air Algérie, которые назвались агентами безопасности и стали проверять паспорта пассажиров. Такая проверка привела к задержке вылета, что привлекло внимание руководства аэропорта и те направили к самолёту группу спецназа. Увидев через иллюминаторы приближающиеся к авиалайнеру машины, «агенты» выхватили пистолет-пулемёты Uzi и автоматы АК и заявили, что самолёт захвачен исламистами. Затем трое из них закрылись в кабине пилотов, держа на мушке лётный экипаж, а четвёртый остался у двери в кабину. Одним из первых требований было, чтобы все женщины в самолёте покрыли головы вуалями. Захватчики потребовали от алжирских властей освободить двух лидеров Исламского фронта спасения — Абасси Мадани (Abassi Madani) и Али Белхадж (Ali Belhadj), на что получили отказ. Желая показать твёрдость своих намерений, моджахеды к 14 часам выбрали первую жертву — алжирского полицейского, выявленного при проверке документов. По свидетельствам пассажиров, он кричал: «Не убивайте меня. У меня есть жена и ребёнок!» Но ему выстрелили в голову и выбросили из самолёта на багажную тележку.



В связи с событиями в Алжире многие французские чиновники прервали свои рождественские каникулы, включая премьер-министра Эдуара Балладюра, который взял на себя личную ответственность за управление кризисной ситуацией. После убийства заложника террористы возобновили связь с диспетчерской вышкой и потребовали от властей дать им возможность вылететь во Францию, заявив, что в противном случае заложники будут расстреляны, а самолёт взорван. Видя, что алжирские власти по-прежнему не идут на уступки, моджахеды убили ещё одного заложника — 48-летнего Буй Жанг То (Bui Giang To) — сотрудника вьетнамского посольства в Алжире, который был выбран из-за того, что выглядел как типичный иностранец. Переговоры зашли в тупик. Тем не менее французскому премьер-министру удалось убедить террористов освободить часть пассажиров. Всего к вечеру субботы были освобождены 63 пассажира, включая 34 женщины и 16 детей.

В тот же день в 20 часов на Мальорку на самолёте Airbus A300 компании Air France, то есть идентичном захваченному, вылетела группа вмешательства французской жандармерии (GIGN) из 40 человек, командиром которой был 35-летний майор Дени Фавье (фр. Denis Favier). Вскоре группа приземлились в аэропорту Пальма-де-Мальорка в 200 милях севернее Алжира и стала ожидать дальнейшего развития событий, так как алжирские власти отказались впускать бойцов GIGN на территорию своей страны.

25 декабря
Ночью самолёт освещался двумя прожекторами. С помощью приборов ночного видения удалось установить личность лидера группы террористов. Им оказался Абдул Абдулла Яхья (Abdul Abdallah Yahia) — активист фракции Муа-кун Би Эддима, относящейся к Вооружённой исламской группе (GIA). По показаниям освобождённых пассажиров было установлено, сколько всего террористов на борту и где они в основном находились. Чтобы убедить лидера террористов сдаться, алжирские власти к утру привезли на аэродром его мать, которая по радиосвязи стала умолять сына отпустить заложников. На это разозлённый такими действиями властей Яхья в итоге крикнул: «Мама, мы встретимся в раю!»

К тому времени захватчики всё менее требовали отпустить исламских лидеров и всё больше настаивали, чтобы им дали возможность вылететь в Париж, где планировалось дать конференцию. Однако анонимный информатор сообщил во французское консульство в Оране, что истинной целью террористов является взрыв авиалайнера над французской столицей. Из описания пассажирами размещения взрывчатки эксперты сделали вывод, что в случае её детонирования самолёт действительно разорвёт на несколько крупных частей.

Между тем, разозлённые террористы выдвинули ультиматум — до 21:30 убрать трап от самолёта (он так и продолжал стоять на месте с момента захвата) и дать рейсу 8969 возможность взлететь, в противном случае каждые полчаса будут убивать по заложнику. Для передачи этого сообщения был выбран молодой повар французского посольства Янник Бёнье (фр. Yannick Beugnet), который по радиосвязи сообщил диспетчеру требования исламистов. Несмотря на уверения властей Алжира, что это блеф, через минуту после истечения ультиматума французский повар был убит, после чего его тело было сброшено на аэродром.

Вскоре после этого Эдуар Балладюр заявил президенту Алжира Ламину Зеруалю, что алжирские власти теперь в ответе за гибель французских пассажиров, после чего убедил дать разрешение авиалайнеру следовать во Францию.

26 декабря
В понедельник около 2 часов ночи рейс 8969 вылетел из алжирского аэропорта в сторону Средиземного моря, но направился не в Париж, а в Марсель, якобы для дозаправки. В 03:33 утра самолёт приземлился в аэропорту Марсель Прованс всего через считанные минуты после прибытия туда же французского спецназа. В 6 утралидер террористов выдвинул требование: залить в баки самолёта 27 тонн топлива, хотя для полёта до Парижа достаточно и 8—10 тонн. Это привело к твёрдому убеждению, что захватчики действительно планировали взорвать самолёт над городом, а потому их нельзя выпускать из Марселя. Когда Яхья потребовал в течение полутора часов дать им возможность вылететь, в 09:40 его уговорили дать возможность команде волонтёров очистить туалеты и принести запасы воды и еды. На самом деле волонтёрами были переодетые бойцы GIGN, которые смогли осмотреть входные двери и убедиться, что те не заминированы, а также разместили незаметные прослушивающие устройства.

В ответ на требования разрешить самолёту взлететь, террористов убедили, что журналисты уже находятся в Марселе, а потому нет смысла лететь в Париж для пресс-конференции. Ошеломлённый такой новостью Яхья согласился на проведение конференции, при этом пассажиров предварительно увели в заднюю часть салона самолёта. В 15:30 после уговоров были освобождены два больных пассажира. Предчувствуя неладное, в 16:45 лидер террористов дал команду экипажу следовать к началу полосы для взлёта, а по радиосвязи выдвинул условие, чтобы до 17 часов самолёту разрешили взлететь, в противном случае они примут меры. В 17:08 один из разозлённых захватчиков выпустил очередь в сторону диспетчерской вышки и разрушил на ней эркер. В этот момент спецназу была дана команда на начало штурма. Руководил операцией на месте Дени Фавьеrufr (фр. Denis Favier).

В 17:12 в вечерних сумерках к самолёту направились три трапа с замаскированными спецназовцами: первый с 9 спецназовцами к первой двери с правой стороны, а два других с 11 спецназовцами на каждом — с обеих сторон к задним дверям. Когда в 17:17 трап подъехал к самолёту, выяснилось, что он оказался чуть выше и блокировал дверь. Причиной этого было то, что отряд тренировался на пустом самолёте, а не на гружённом, который несколько просел. После того как дверь была открыта, один из бойцов, Тьерри Прюньо (фр. Thierry Prungnaud), вбежал внутрь кабины пилотов и двумя выстрелами убил одного террориста и ранил другого, прежде чем сам упал от трёх очередей из автоматов. Получив 7 пулевых ранений и будучи контужен взорвавшейся гранатой, он, тем не менее, остался жив. Второй пилот выпрыгнул через стекло кабины и упал на бетон. Командир и бортинженер остались в кабине и едва избежали пуль, так как спецназовцы и террористы начали перестреливаться через стенки, а затем стали применять и гранаты. В это же время в хвостовой части самолёта были развёрнуты аварийные надувные трапы и началась эвакуация пассажиров. По команде Фавье находящиеся снаружи снайперы начали вести прицельный огонь по кабине и вскоре убили ещё одного террориста. Через 17 минут штурма все четверо террористов были мертвы. Спустя 54 часа с момента захвата рейс 8969 был освобождён.

Ни один из заложников не погиб во время штурма. Самолёт получил критические повреждения и был списан.

Статья из журнала "Солдат Удачи" за сентябрь 1995 года о подробностях специальной операции французского спецназа по освобождению аэробуса:









Tags: спецоперации
Subscribe

Posts from This Journal “спецоперации” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments