lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

"За приворотным зельем", Михаил Нестеров, 1888 год.

Михаил Нестеров "За приворотным зельем" 1888 год, Фрагмент.



Картина «За приворотным зельем» Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942 г.г.) останавливает взгляд почти каждого посетителя Радищевского музея, обращая на себя внимание таинственностью, сказочностью сюжета, красотой печальной героини.

Когда Нестеров приступил к работе над этой картиной, ему было 26 лет. Ученические годы его прошли под сильным влиянием передвижнического бытового жанра. Он работал в духе В. Маковского, В. Перова и ничто не выдавало в нем того Нестерова, каким он стал несколько лет спустя. Резкий перелом в творческом развитии художника произошел в 1886 году после смерти его молодой жены. Перенесший тяжелое потрясение, Нестеров обратился к работе над картиной «Христова невеста» с ее тоской по утерянному и несбыточному. Начиная с этой картины, он был готов теперь воспринять то, что нес с собой новый стиль — модерн с его откровенной красотой изображения и внутренней духовной надломленностью героинь.

Одна из особенностей модерна — повышенный интерес к фольклору. Название и сюжет картины «За приворотным зельем» — знамение нового стиля. В этом Нестеров шел вслед за Виктором Васнецовым, у которого сказочная тематика в творчестве появилась еще раньше.

Вместе с тематическими зарождаются и новые стилевые и образные качества: трактовка пейзажа одновременно в условном и реальном планах, подчеркнутая роль силуэта в композиции, орнаменталъность, декоративная плоскостность.
Начало работы над нашей картиной относится к весне 1888 года. Тогда Нестеровым в Москве был создан первый вариант картины, в котором боярышня приходила к немцу-лекарю. Но в этом варианте картина не жила, не дышала. Художник переехал в Сергиев Посад, надеясь обрести духовную силу и творческое вдохновение. В сентябре Нестеров приступил к новому варианту «Приворотного зелья». Немецкий лекарь сменился русским знахарем, а боярышня — деревенской красавицей.

Сюжет картины обращает нас к народным сказаниям и поверьям. В болотистой лесной чаще стоит вросшая в землю избушка. У избушки, в окружении цветов и высоких трав, на лавке-бревнышке сидит девушка в русском национальном костюме. На пороге, в проеме распахнутых дверей стоит старый колдун, внимательно и сочувственно смотрящий на гостью. Ему открыта тайна ее души. Именно на эмоциональном состоянии героини, пришедшей к колдуну с личной драмой, концентрирует внимание Нестеров.
Женский тип, продуманный давно, был найден сразу. Работал Нестеров лишь над поиском выражения лица, позы, жеста, наиболее характерно передающим душевное состояние женщины, покинутой возлюбленным. Не случайно в его письмах фигурирует еще одно название картины — «Тоска-кручина».

Стилистика модерна чувствуется в стремлении к некоторой орнаментальности, которая прослеживается в линейном ритме контура вьющейся дорожки, цветов, в расположении цветовых пятен; плоскостности: решение композиции картины в виде неглубокой сценической площадки.

Более 100 лет картина «За приворотным зельем» находится в нашем собрании: в 1889 году она была принесена художником в дар Радищевскому музею.

http://dedale.ru/artwork/show/MihailNesterov/6

П.с.  Вот совершенно не сказал бы, что это настолько старая картина. Прочитал - и все равно не верится. 
Tags: живопись
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments