lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

Карету мне, карету! Да парадную, с литаврами!

Парадная литавренная колесница, 1760 год.
Один из экспонатов музея, который отпечатается в памяти даже далекого от военного дела человека, случайно попавшего туда за компанию.
Это получается, что застал сразу после реставрации (см. статью под фото).

Экспонат Военно-исторического музея артиллериии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Состояние на 2009 год.



30 июля 2009 г. после длительной реставрации на экспозицию возвращается один из самых ценных и красивейших экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи - парадная литавренная колесница 1760 г.

Колесница покинула свое место на экспозиции в 2002 г. и теперь все посетители музея смогут ее увидеть в воссозданном былом великолепии. По этому случаю для нее был создан и новый экспозиционный комплекс внутри Зала №1 (История артиллерии до середины XIX в.).

Парадная литавренная колесница представляет собой экипаж, предназначавшийся для вывоза на парадах знамени 1-го Артиллерийского полка, пожалованного в 1745 г. императрицей Елизаветой Петровной. Уникальность знамени в том, что оно стало последним в истории русской императорской артиллерии - с 1763 по 1917 г. артиллерия знамен не имела. Со времен императора Николая I знамя 1-го Артиллерийского полка получило статус знамени всей русской артиллерии и в качестве такового использовалось на похоронах генерал-фельдцейхмейстеров и во время празднования 500-летия этого рода войск.

Колесница была изготовлена в 1760 г. в двухмесячный срок по распоряжению П. И. Шувалова русскими мастерами под руководством "живописного мастера" петербургской артиллерийской лаборатории Ф. Л. Задубского и под "смотрением" майора П. И. Мелиссино. В настоящее время она является ценнейшим памятником отечественной истории и культуры, замечательным образцом декоративно-прикладного искусства середины XVIII века.

Конструкция колесницы очень проста в сравнении с бытовавшими в середине XVIII в. экипажами. Основное богатство экипажа в его оформлении. Кузов исполнен в форме большой раковины и украшен глубокой резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры, состоящей из знамен, артиллерийских стволов, ядер и гранат. Впереди колесницы, над воинской арматурой, возвышается фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями. Сзади - скульптура летящей богини Минервы с копьем в одной руке и щитом - в другой. Искусной резьбой по дереву украшена задняя часть стана, колеса и дышло. Она выполнена крупными четкими срезами. С внешней стороны кузов расписан красками (резные детали покрыты позолотой) внутри - обит красным бархатом с золотым галуном. Характеризуя декор колесницы, недостаточно отметить только его нарядность и красочность. Каждое изображение имеет аллегорическое или эмблематическое значение. Воинская арматура, стволы орудий, ядра и гранаты символизируют блестящие победы русской артиллерии в Семилетней войне. Минерва представлена в данном случае не только как богиня-воительница, но и как богиня мудрости и справедливости. Она олицетворяет расцвет науки, искусства и ремесла в Российском государстве в елизаветинское время.

Колесница вывозилась шестеркой одномастных лошадей. Ритуал вывоза знамени на литавренной коляске существовал во многих европейских армиях, однако аналога, подобного колеснице из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в других музейных собраниях нет.

До 1765 г. литавренная колесница хранилась в построенном для нее сарае, затем была переведена в осадный магазин Санкт-Петербургского арсенала, и в 1778 г. в числе других ценных предметов поступила в Достопамятный зал, предшественник нынешнего артиллерийского музея. Вскоре появились публикации о колеснице как об одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. В путеводителе по городу за 1794 г. отмечалось, что она по своему великолепию может быть сравнима с римской колесницей. С 1868 г. экипаж находится в здании Кронверка.

За время своего существования колесница выезжала всего несколько раз, но была серьезно повреждена во время маневров в Красном Селе. Дважды экипаж находился в условиях экстремального хранения. Не имея возможности отправить его в эвакуацию с остальными экспонатами музея ни в 1917 г., ни в 1941 г., его месяцами держали в промерзшем сыром помещении. Это не могло не сказаться на состоянии колесницы. Несколько раз в XX веке обсуждался проект реставрации этого памятника. И только в 2002 г. стало реальным его осуществление.

Реставрация парадной литавренной колесницы стала возможной благодаря финансовой поддержке Министерства культуры и Министерства обороны Российской Федерации. Восстановление уникального экспоната было включено в программу по реставрации и сохранности культурных ценностей, на осуществление которой был выделен специальный президентский грант.

С 2002 по 2007 г. Министерство культуры предоставило целевое финансирование на уникальный проект "Реставрация Парадной литавренной колесницы 1760 г.", который был успешно осуществлен под руководством заместителя начальника музея - главного научного сотрудника, кандидата культурологии, Заслуженного работника культуры РФ С.В.Успенской. Реставрационные работы выполнены ООО "Реставрация мебели" (директор - художник-реставратор, эксперт Росохранкультуры А.В. Шибанов) и сотрудниками военно-научного отдела обеспечения сохранности Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи под руководством начальника отдела, кандидата технических наук В.И.Кобяковой.

Сегодня возрожденная парадная литавренная колесница всем своим воссозданным обликом торжественно несет идею прославления мужества и героизма русского солдата, величия государства Российского и является наглядным и убедительным свидетельством неразрывности и преемственности героических традиций российского воинства.

http://www.museum.ru/N37352




Парадная литавренная колесница 1760 г.
Tags: Петербург, музейное, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “музейное” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments