lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Categories:

"Чистилище" по-французски (о военной драме "Дьен Бьен Фу", Франция, 1992 г.)

Удалось-таки посмотреть французскую военную драму "Дьен Бьен Фу", 1992 года выпуска, посвященную одноименному 55-дневному сражению, произошедшему в марте-мае 1954 года во Вьетнаме между частями французкой армии и и войсками Вьетминя (подробно - https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Дьенбьенфу ).
Замысел операции по созданию крупного оборонительного района, набитого войсками, фактически в глубине враждебной территории с расчетом снабжения многотсячного гарнизона по воздуху, может быть, и был хорош. Но он был рассчитан на, скажем так, плохо организованного и неважно подготовленного противника, который не сравнится с профессиональными солдатами и офицерами французской армии.
Однако, вьетнамцы преподнесли французам большой сюрприз. Выиграв жесточайшее противостояние на нескольких высотах, окружающих "Долину глиняных кувшинов", они поставили всю укрепленную базу французов в угрожающее положение, а когда умудрились сделать невозможное, протащив на себе через непроходимые (для европейцев) джунгли артиллерийские орудия и начали из них перепахивать взлетно-посадочные полосы, судьба французского гарнизона была решена.
Французское командование не пожелало принять очевидное в перспективе поражение, и вместо вывода базы продолжило перебрасывать в Дьен Бьен Фу свежие подкрепления даже тогда, когда самолеты уже не могли приземляться в долине, сбрасывая подкрепления и припасы на парашютах, маневрируя под огнем зенитных пушек и пулеметов вьетнамцев. Понятно, что назад уже никто не возвращался, убитых хоронили в траншеях, ранеными забивались спешно расширяемые полевые лазареты. Французы (в том числе большое число солдат, набранных из вьетнамцев и других колониальных народов), дрались отчаянно, мужественно, бросались к контратаки, но ничего сделать уже не могли. Территория базы таяла, укрепленные пункты занимались врагом один за другим и в итоге 7 мая 1954 года остатки французского гарнизона капитулировали. Не согласившиеся с этим решением пошли на прорыв и большей частью погибли в бою. К своим вышло всего 73 человека из около 15.000 солдат, составлявших гарнизон Дьенбьенфу.
Потери французов оцениваются с разбросом от 1571 до 2293 человек погибших, 5195 раненых и 11721 попавших в плен. Из числа последних домой после окончания боевых действий вернулось только 30% - 3290 человек.

Итак, об этом печальном событии в истории Франции в 1992 году был снят одноименный фильм.
Страница на Кинопоиске:
https://www.kinopoisk.ru/film/den-ben-fu-1992-14495/



Прежде всего скажу, что колониальный колорит Индокитая середины 1950-х в фильме воспроизведен настолько хорошо, что я при просмотре подумал, что фильм был снят в конце 70х-начале 80-х и только классный актер Дональд Плезенс упорно демаскировал замысел, так как по прикидкам должен был бы выглядеть в этом случае существенно моложе.

Второй мощнейший плюс фильма - это музыкальное сопровождение. Описать профессиональными терминами услышанное не могу, потому скажу просто - француз, если он настоящий француз, знающий историю своей страны, должен плакать. Инструментальная музыка в фильме блестяще соткана в одно полотно с кадрами боевых действий. Для пущего приближения к сердцу зрителя в фильм введена единственная яркая женская роль - красивой скрипачки, совершающей международное турне и выступающей с концертом перед именитой колониальной публикой как раз в разгар жестоких боев в Дьенбьенфу, когда в нескольких сотнях (а то и десятках) километров от концертного зала один за другим погибают французские солдаты. Более того - её брат - офицер французского Иностранного Легиона со своим подразделением легионеров-парашютистов тоже отправляется туда в составе очередного парашютного десанта.


Фильм атмосферен на пять баллов, достаточно много ярких, колоритных персонажей, несмотря на то, что не всем хватило хронометража чтобы раскрыть свою роль и судьбу в этом сражении. Как например, этот летчик с Золотой звездой Героя Советского Союза на груди*:



Сочувствие к персонажам возникает полное, несмотря на понимание, что дело происходит во французских колониях и речь идет о попытках подавления Францией народно-освободительной борьбы против её владычества. И с позиции психологической и исторической драмы фильм достоин высшей похвалы. Даже неудачный одноголосый перевод найденной копии фильма в целом не испортил впечатления от просмотра.

А теперь о ложке дегтя. Что портит фильм с таких хорошим заделом?


Если зритель хотя бы в общих чертах не знает о событиях в Дьенбьенфу - почему французская база с кучей войск оказалась так далеко от условной "линии фронта", что и как там происходило в действительности, фильм мало чем ему поможет в понимании тех далеких событий. Массовки, пейзажей, натурных батальных  сцен, даже техники в фильме хватает. Антуражная форма, снаряжение, оружие - все в кадре в достатке.  Малобюджетным фильм никак не назовешь.





Но понять, что и зачем делают солдаты и офицеры в батальных сценах, куда отчаянно лезут наступать, откуда с горечью отступают - без сторонней дополнительной информации просто невозможно. Планы местности показывают в виде карты на стене в штабе в конце второй и в начале последней трети фильма, а значимые вехи обороны Дьенбьенфу озвучивает короткими фразами закадровый голос:


Это явный минус, которого можно было вполне избежать кучей разных способов - хоть обзорным пролетом самолета в начале фильма с показом местности. Если это затратно  - то совещанием в штабе с макетом местности и обрисовкой замысла операции, да на худой конец в том же баре Легионеров, корявым рисунком на бумаге для штатского журналиста (героя Дональда Плезенса), который пишет статьи о событиях и ездит провожать на аэродром десантников, отправляющихся в полет в одну сторону.


Для серьезной  исторической военной драмы, основанной на масштабных реальных событиях, это минус. Даже знающий человек будет путаться в батальных сценах, которые довольно отрывисты, не всегда имют логические связи между собой и постоянно перемежаются картинами мирной жизни в глубоком тылу.
Ещё один колоссальный минус - в кадре нет  противника. То есть вообще. Не просто не показывают рукопашных схваток, а жестокость боев была там временами очень большая, когда особо важные пункты обороны переходили из рук в руки по нескольку раз и в этих схватках таяли даже элитные роты и батальоны настоящих профессионалов - легионеров-парашютистов. А его там нет вообще в кадре.
Если в начале это понятно - атмосфера нагнетается постепенно и фильм начинается с артиллерийских обстрелов, которые и нанесут потом роковые удары по гарнизону, похоронив "воздушный мост":


то почему потом за все батальные сцены противника показывают вдали ровно два раза, совершенно не понятно. Хорошие многочисленные кадры бойцов гарнизона на "передке", приближенные к реальности, таким образом, провисают, не встречая ответа от врага. Которого как будто и нет.


Странное и очень спорное режиссерское решение, которое не получается объяснить. Были мысли, что не хватило для статистов формы и вооружения, но их опрокинули последние кадры фильма:





Как видно, со всем порядок - с личным составом, с аутентичным оружием, формой, снаряжением. Почему все это задействовали только в сценах сдачи гарнизона в плен в конце фильма - решительно непонятно. На мой взгляд, из-за этого фильм потерял очень много именно как военная драма, пересказывающая реальные события.

Было бы ясно, если бы режиссер впервые столкнулся с военной тематикой, тем более настолько масштабной, но Пьер Шёндёрффер сам был ветераном той войны в Индокитае, военным корреспондентом и автором нескольких фильмов на тему войны в Индокитае и Алжире. В-общем, загадка...

В настоящем французское кино должна быть красивая женщина. В "Дьен Бьен Фу" ужасы войны оттеняет прекрасная скрипачка Беатрис Верне в исполнении Людмилы Микаэль. Её героиня вроде бы не выполняет какой-то важной роли в сюжете (значимой любовной линии в фильме нет), и появляется раз шесть за фильм на сцене и в баре легионеров, но без неё кинокартина утратила бы часть ярких штрихов.







По хронометражу фильм распадается примерно на две равные половины, в которых чередуются сцены войны и мира, отчего перед зрителем проходят два полноценных сюжета. Что тоже не играет на руку военной драме, отвлекая внимание от сражения на большую череду персонажей второго/третьего плана.

Декорации и натура, в которых происходят боевые действия, очень схожи с описываемыми в исторических источниках и в целом дают наглядное представление о той унылой ситуации, в которую французское командование заганало многие тысячи своих солдат. Надо полагать, что как и в случае с фильмом "Взвод", режиссер знал, что он снимает, потому что "исходники" замысла видел много лет назад своими глазами. Бросается в глаза, что все актеры и статисты действуют и выглядят близко к реальным кадрам кинохроники, снимаемой на войне. Крошечный момент словесной взбучки легионеру, который попытался козырнуть знаменитой "Белой кепи" Иностранного Легиона, из-за чего по необорудованной позиции могло бы неслабо прилететь, такое впечатление, взят из жизни. К сожалению, в нашем военном кинематографе чаще бывает совсем по-другому...


















Кончается фильм на печальных сценах сдачи оставшегося гарнизона в плен, из которого домой вернутся немногие.
Солдаты приводят в негодность оружие, военные корреспонденты ломают свою аппаратуру и засвечивают пленки, легионер кромсает ножом и рвет свою "Кепи бланк" - парадный головной убор французского Иностранного Легиона, понесшего в том сражении очень чувствительные потери.







И - занавес с полуобнаженной женщиной - символом теряющей свое могущество Франции, потерпевшей тяжелое и бесславное поражение в этой войне.
Под пронзительную мелодию скрипки с оркестром...


* Важное UPD, касающееся летчика со Звездой Героя Советского Союза на груди от  severr:
http://severr.livejournal.com/1314276.html
Цитата из поста:
В фильме, где уделено столь внимания мельчайшим деталям,,, лейтенант Дюрок мог быть только настоящим героем войны: "Дюрок! Бывший фри френч, ветеран Нормандии-Неман, дважды сбивался бошами, один раз в Курляндии и один раз над Кенигсбергом. Герой Советского Союза, почетный капрал Легиона"
Дюрок имеет циничный юмор, до "так нельзя делать". Вояка, авантюрист, но придерживающийся военной морали. Ветеран Нормандии-Неман, который сражался в рядах Советской Армии в конце 2-й мировой войны, после чего капризы истории занесли его в 1954 г. на войну против коммунизма. Он сам подчеркивает эту смену союзников… "это становится невыносимо, эти гады стреляют также хорошо как боши! Чувствую себя как над Кенигсбергом в сорок пятом!".
Во время сцены знакомства в баре… Дюрок носит на своем кителе звезду Героя СССР, высшую награду, столь редкую, что во время съемок Пьер Шондорффер вывернулся наизнанку, что бы найти НАСТОЯЩУЮ звезду Героя (использование копии могло выглядеть как святотатство). К удаче, один из высших чинов вьетнамского правительства имел эту награду и, после многочисленных длительных уговоров согласился одолжить свою награду на время съемок.
Военный журналист Патрик Шовель, внук Жана Шовеля, выбранный на роль Дюрока за свое сопереживание этому персонажу, смог поносить настоящую звезду Героя Советского Союза, принесенную службой правительственной охраны, которая единственно имел аправо касаться этой звезды и приколоть ее на китель Дюрока. (примечание – звезда Героя СССР носится на левом плечье, а не на груди, как остальные награды) Затем охрана снимала звезду и помещала в надежное место.


Каков же общий вердикт и оценка фильма?
"Дьен Бьен Фу" - хороший печальный фильм о трагических событиях в истории Франции, сделанный очень добротно человеком, который знал, о чем и о ком снимает свой фильм.
Фильм никого ни в чем не обвиняет, а стоит молча, как памятник с красивой эпитафией по погибшим. Относится он к тем фильмам, для постижения всей  красоты и смысла которых желательно посмотреть его полностью 2-3 раза. Перед просмотром рекомендуется вкратце постигнуть, что предстоит увидеть на экране, потому что иначе смысл ускользнет, а компенсирующего его экшена зритель так и не дождется и в итоге будет разочарован.
Огромный минус просмотренной копии, но не фильма - не самый плохой переводчик 90-х, но не сумевший передать трагические ноты сюжета. Тут бы крепкий хороший дубляж с грамотным консультантом...
Лично мне не понравились постоянные "качели" с переносом действия из войны в тыловой мир и обратно, из-за которых, по ощущениям, режиссер пожертвовал связностью батальных сцен (если таковая была в замысле, что не факт).

Любителям хорошего военного кино к просмотру рекомендовано, но не обязательно.
Любителям военного экшена не рекомендовано, потому что его тут нет.
Натуралистичности и жестокостей в фильме не демонстрируется.

Итоговая оценка по собственной шкале рейтинга:
 1. Общий зрительский интерес к фильму (плюс оценка сценария и режиссерской работы): 4 балла
2. Актеры и их игра, кастинг на роли: 5 баллов
3. Адекватность текста и диалогов (по иностранным фильмам - оценивается дубляж/перевод): 4 балла
4. Спецэффекты, экшен, операторская работа, все деньги на экране: 5 баллов
5. Костюмы, антуражность, достоверность декораций: 5 баллов
6. Музыка, звуковые эффекты: 5 баллов

ИТОГО: 4,67 балла (из 5,0 возможных)
Примерное расписание позиций рейтинга здесь:
https://lewhobotov.livejournal.com/200797.html


Tags: военные фильмы, обзоры фильмов, фильмы, хорошие фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “обзоры фильмов” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments