lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Category:

Короткометражный "Ответный ход" 1980 года против легендарного "Ответного хода" года 1981-го.

Кто не помнит "спарку" двух настоящих шедевров нашего советского кино - военных приключенческих боевиков "В зоне особого внимания" и "Ответный ход"?
После выхода которых, как говорят,  у молодежи резко возросло желание служить в советских Воздушно-Десантных Войсках и Морской пехоте?
Да что там - "помнит" - уверен, что многие наизусть знают и многие эпизоды, диалоги, имена героев. Не говоря уже о пробирающей душа песне "Лишь недавно учились вы в классе десятом..", под которую проходила высадка парашютного десанта в конце первого фильма.
И казалось, что знаем об этом все.

С "Ответным ходом" даже связано мое глубого личное воспоминание. В семье мне категорически не дозволялось смотреть телевизор после "отбоя", который наступал после передачи "Спокойной ночи, малыши!". И это требование ложиться спать свято соблюдалось класса до 9-го. И если не считать Нового года, когда делалось исключение для всех, за все детство была одна-единственная ночь, когда папа растокал меня, уже уснувшего, и буквально за руку потянул в гостиную - "Пошли смотреть Фильм!"
Я не понимаю, отчего его могли показывать так поздно, но факт - такое воспоминание навсегда осталось в памяти. И этим фильмом был "Ответный ход".
Луч Солнца среди беспросветных маразматической идеологии кретинов, воспитывающих в народе постулат, что мы "боремся за мир во всем мире" и боящихся даже в кино показать наших профессиональных головорезов, которые достойно противостояли своим капиталистическим коллегам на всех широтах и, наверное, на всех континентах чуть ли не сразу после окончания Второй Мировой войны. И даже эти редкие фильмы были "затуплены" тем, что харизматичные советские воины, на которых хотелось равняться и подражать, воевали на экране друг с другом на учениях. Чуть ли не единственным исключением стало "Одиночное плавание", да и то крайне осторожно и политкорректно показавшее одного выжившего из ума психопата-милитариста, пожелавшего развязать войну между США и СССР.
Наши "партнеры" же, как известно, не стеснялись показывать зрителю, что огнем, мечом и добрым словом свое влияние на судьбы мира продвигается куда успешнее, чем одним добрым словом. 

Но вот проходит много-много лет и крайне интересный артефакт советского военно-патриотического кинематографа попадается мне на глаза в прошлом году.

Сразу скажу, что "противостояние" между двумя фильмами и есть и нет одновременно, но об этом дальше по тексту.
Первый фильм является своеобразным 25 минутным "тизером" ко второму фильму, но "тизером" самобытным, с частично другим набором актеров и сцен, в которых развертывается действие.
Общая концепция едина - опять подходят к кульминации масштабные военные учения. "Наша" сторона "позорно" прохлопывает офицера из штаба с полным раскладом финальной части учений, в которой "наши" решительно должны разболбать "не наших" в хвост и в гриву, и теперь инициатива утеряна и противник сорвет все наши планы, учинив разгром уже нам.
Доблестные десантники, допустившие такой прокол, не отчаиваются и предлагают командованию свой дерзкий замысел, как в одночасье превратить поражение в полную победу.

Рассмотрю параллельно оба произведения разом, акцентируясь на тех моментах, которые меня заинтересовали как зрителя. Если у кого будут дополнения или возражения - пишите в комментариях.
Итак, короткометражка "Ответный ход" выпущена  Эксперементальным молодежным творческим объединением киностудии "Мосфильм" в 1980 году
Полнометражный "Ответный ход" - Третьим творческим объединением того же "Мосфильма" в следующем, 1981 году.

При оформлении поста использованы сопоставления кадров из обоих фильмов сразу - слева короткометражка "Ответный ход" 1980 года, справа - "Ответный ход" 1981-го



"Ответный ход" начинался с крайне удачного замысла - лирической мелодии с кадрами русской природы, в которую постепенно "вкручивается" демонстрация присутствия "советской военной машины" - могучей и непобедимой.
В короткометражке музыкальное оформление на пару порядков более слабое, но вот этот первый кадр  из неё, видимо, настолько понравился создателям фильма и военным консультантам, что переход от мирной жизни к военной теме обозначает переснятая один в один сцена.  Уверенно опознать машину я не смог - установка с ПТУРами на базе МТЛБ или БРДМ?



Занятно обошлись с единственным "полукомичным" персонажем "В зоне особого внимания" - недалеким, но исполнительным грузноватым капитаном Зуевым. В короткометражке нет его харизматичнейшего и ухватистого "босса" - майора Морошкина, потому "Зуич" отыгрывает за себя и за него сразу - и вроде на равных восседает с Генералом за столом и как гончая носится в поисках вражеских диверсантов. В фильме справедливость восстановлена - уже подполковником Морошкин (Анатолий Кузнецов) возвращается на привычное место умного и рассчетливого командира, а по-прежнему капитан Зуев только реализует его "антидесантные" замыслы. В меру сил и умений. Да ещё и забавное "раздвоение" в титрах - Пятков играет Зуева, Пяткова играет Хотченков. 





В обоих произведениях "разведывательно-диверсионная-штурмовая" группа состоит снова из четырех человек. Но в короткометражке мы снова видим старых знакомых воздушных десантников из взвода лейтенанта Тарасова - Пугачева и Егорова, но с заменой старого прапорщика Волентира на капитана морпехов Швеца, а в фильме Пугачев и Егоров "отправлены на ДеМБель", прапорщик Волентир, наоборот, возвращен в строй, а вторая пара четверки составлена опять же из капитана морпехов Швеца (с заменой Валерия Гатаева на Вадима Спиридонова) и сержанта-радиста из его роты Зиновьевой (Елена Глебова). Такая вот непростая перетасовка действующих лиц и исполнителей.


Начальные кадры обоих фильмов отсняты во время учений, причем в короткометражке в более "агрессивном" стиле - со взрывами и пальбой.


В фильме едва ли не в первый раз (поправьте, если неправ) советскому зрителю демонстрируются основные боевые танки Т-55 Морской Пехоты (на броне изображены флаги ВМФ СССР)


Естественно, что фильм гораздо более масштабен по всем параметрам - от числа массовки, занятой техники и до числа географических "локаций"  по сравнению с короткометражкой, что отражено в благодарностях от создателей фильмов.


Невозможно игнорировать дьявольски эффектную "карту боевых действий", которую в фильме Морошкин показывает съемочной группе телевидения, освещающей ход учений. Это один из интереснейших вопросов к создателям - кто эту страсть намалевал и кто утверждал к показу. Понятно, что показать журналистам реальную карту своих войск в "зоне АТО" могли только в украинском штабе (был такой скандал в 2015 вроде году), но все же - если вспоминать настольные военные игры из детства, то там карты все-таки были нарисованы более убедительно.


Нет в короткометражке и чертовски эффектной для того сугубо мирного времени сцены с рукопашной подготовкой современных "черных дьяволов" - черноморских морских пехотинцев роты капитана Швеца, да ещё и с лекцией по истории и традициям новомодного и даже запрещенного от греха подальше карате. Замануха конкретная - хочешь быть крутым и сильным,  беги к своему военкому и просись служить к этим ребятам!
Интересно, что часть зрителей утверждает, что якобы эта сцена при показе фильма может быть вырезана. Такое я не раз встречал по хорошо знакомым фильмам (но западным), поэтому может быть и такое.


Среди которых есть и не менее крутые девчата, кстати!
Тут уместна отсылочка к моему давнему посту для тех, кто утверждал, что такого быть не может:
https://lewhobotov.livejournal.com/513480.html



Что интересно - в отличие от множества аналогичных ситуаций, когда одну роль сыграли разные актеры чаще всего можно уверенно сказать - "вот этот лучше сыграл, этот хуже".
А в "Ответных ходах" применительно к роли капитана Швеца я лично сказать не могу - кто же лучше? Вадим Спиридонов в этой роли просто роскошен. По-хорошему любуешься крепким, статным мужчиной в эффектной черной форме офицера-морпеха, который ещё и отлично играет роль капитана лучшей на Черноморском флоте роты морской пехоты. 


А вот глянешь на Валерия Гатаева в той же роли Швеца в "коротком метре", (которому за 25 минут экранного времени не дали развернуться по сути вообще - там все отдано "воздушно-десантной звезде" Тарасову) и веришь, что вот офицер с такой фактурой куда скорее и полы мыть заставит бойцов с "богатыми национальными традициями них.янеделания" и без всякого карате голыми руками скрутит бошку любому "зеленому берету" армии США, случись тому в 1980 году высадиться в Крыму, чтобы устроить там некую "незалежность и самостийность". Ну, и вообще, по фактуре боевые офицеры-десантники скорее такие. В "Ответном ходе"-1981  пошли по пути создания "Красавца", но хотя бы выбрали для этого убедительного актера. Не как в "Место встречи изменить нельзя". Представьте вот такого бывшего командира штрафной роты как на "левый" Швец в сцене встречи с бандой Горбатого и понадобилось ли бы вообще устраивать засаду вокруг подвала магазина на "следственном эксперименте", когда можно было бы окропить снег литрами крови кусками мяса прямо в бандитской "малине". Это уж не говоря о том, что Кирпич сам бы себе кошелек с пола поднял и в карман засунул, чтобы ему только руки не переломали в пяти местах за отказ сотрудничать со следствием. 


Впрочем, к теме. В обих фильмах наличествует выход диверсантов на берег - только в короткометражке это Зуев со своими мотострелками(!!!) берет брать вражеского штабного офицера, а в фильме флот выводит так на берег смешанную разведывательно-диверсионную группу десантников и морпехов. Согласитесь, первый вариант смотрится очень странно. 


"Зуичу" едва ли понравилось такое приключение, потому в фильме "диверсанты-морошкинцы" к месту засады прибывают внутри емкостей автомобиля-муковоза.


Сцена пролета вертушки с офицером скопирована почти один в один, только в короткометражке это морпехи ждут офицера штаба, летящего на флотском корабельном вертолете Ка-25, а в фильме - вдв-шники Тарасов и Волентир встречают своего начштаба, летящего на Ми-8 из штаба адмирала. Сознательно опускаю резонность вопроса вертолетчика из фильма - "А почему нельзя доставить важнейшего пассажира сразу в штаб своей стороны?" А не передавать его в пустынном месте группе сопровождения из двух человек на небронированном УАЗике. В короткометражке на тот же вопрос хотя бы отговорились, что КП где-то в таких жутких скалах, что вертушке там сесть просто негде. Не создалось ли впечатление, что игра ведется сразу на нескольких уровнях и секретоноситель как раз ДОЛЖЕН БЫЛ попасть в руки врага и с этой целью намеренно был высажен под носом у врага? Правда, каким образом до сведения противника была доведена информация, куда и когда нужно ставить засаду, чтобы взять конкретного офицера с конкрентными секретными планами?
Сдается, что КГБ-шники параллельно снимали свой "Ответный ход" о своих шпионских и контрразведывательных играх на этих учениях и этот фильм до сих пор не открыт публике. 


Засада на дороге воспроизведена в обоих случаях дословно и покадрово с попракой, что участвуют в них противоположные герои - пешие сайгаки-мотострелки настолько круты в беге, что УАЗику на полной скорости от них не скрыться, а потому Швецу с первом случае, а Тарасову - во втором приходится спешиваться и прикрывать отход УАЗа в суровой рукопашной схватке по схеме "один vs много".


Но доблестный капитан Зуев (в обих фильмах) метким броском пакета с молоком в ветровое стекло сносит стремительно мчащийся УАЗик с дороги.
Тут на прошлой неделе ехал я в маршрутке и на глухом повороте урод-подросток прицельно бросил в лобовое стекло хороший такой слепленный ком снега. Скорость была приличная. Водитель не дрогнул даже мимическими мышцами и только по движению и выражению глаз я хорошо ощутил, чтобы было с дебилом, если бы сейчас он оказался в пределах досягаемости водителя. Скажу более - я бы сказал, что рук тот сломал сам, когда убегал и сам подскользнулся и никто даже близко пальцем его не трогал.
Короче, сдается, поклеп тут на нашу Советскую Армию в лице её самой что ни на есть элиты! "Фига в кармане", как любит обозначать свою подленькую позицию часть нашей "интеллигенции". 


В короткометражке не показали, а в фильме частично продемонстрировапи некое устройство для отстрела опутывающей сети - нелетального оружия непонятно из чьего арсенала. Есть такое или нет - мне неизвестно. Но знаю, что есть всякое и даже такое, что никто никогда на экране не демонстрировал. Умный народ трудится в этой сфере!


Сеть и там и там режет прапорщик - в короткометражке морпех, который потом в событиях не участвует, а в фильме - Волентир, один из главных героев "мини-саги".


Но капитан Зуев и там и там опять ставит точку и берет секретоносителя в плен.


Раздосадованные морпехи в короткометражке и парашютисты в "полном метре" достаточно бурно выражают свое мнение о способах организации засады и действиях противника - "Насмотрелись "Фантомасов", ....!"
Странно, конечно - но чувства понятно - не ожидали такой прыти от каких-то обычных "сапогов".


Разнос в штабе идентичен почти слово в слово, только в первом случае отчитывают морпехов, что их провели как котят, а во втором - десантуру.


Но вот способ прибытия в штаб парашютистов внимание на себя обратил - в "Ответном ходе" они прилетают на штабной  крейсер-вертолетоносец "Москва" (или "Ленинград"?) на Ми-8, а вот к короткометражке - на аппарате достаточно экзотическом - самолете-амфибии Бе-12, причем показан выход самолета из воды на сушу по спецаильно оборудованной бетонированной рампе и интересный способо покидания самолета десантниками после его остановки.




Если в "полном метре" капитан Тарасов, хоть и предложил разработанный "чудо-план" по спасению ситуации, но сильно удручен неудачей с засадой, то в короткометражке он ведет себя "дерзко, нагло, вызывающе", морально получая удовлетворения от унижения морпехов. В фильме для широкого показа такая явная конкуренция родов войск сглажена и в выражениях и в проявлениях эмоций - есть заносчитывый подкол от Швеца - Спиридонова "Эй, мужики, это не у вас из-под носа увели подполковника с секретными дкументами?", но и  только.  В короткометражке за Тарасовым однозначний имидж "спасательной команды" из ВДВ, которая настолько крута, что может исправить любую ситуацию, в которую влипли незадачливые флотские коллеги.


Если в фильме Тарасов поставлен в унизительное положение - он, автор плана, поставлен под командование капитана морпехов Швеца и потом весь фильм доказывает, что он круче и сообразительнее, чем спокойный и несуетливый Швец, то в короткометражке Тарасов все ещё гварии лейтенант и назначение его старшим над капитаном Швецом ещё больше задевает самолюбие морпеха. Соответсвенно, обиженную сторону, жаждущую реванша играет уже он.




Интересное сопоставление двух офицеров из обоих фильмов по росту и телосложению. "Мал золотник, да дорог".


При постановке задачи на аэродроме Тарасов (все такой же молодой и горячий, как и "В зоне особого внимания") закусывается со своими бойцами - Егоровым и Пугачевым, те ему указывают, что в "разведке каждый имеет право голоса для пользы дела".
В фильме этот конфликт будет происходить уже на другой почве и между Тарасовым и Швецом, а сакраментальную фразу произнесет убеленный сединами прапорщик Волентир.


В короткометражке же капитан Швец, видя такое дело, агитирует подчиненных Тарасова переходить на службу в Морскую Пехоту: "Нам такие зубры нужны!"(с.)


Дальше в короткометражке происходит стычка между Швецом и Тарасовым, в которой звучит фраза. которая совершенно не вписывается в понятие о едином дружном организме Вооруженных Сил СССР.
Швец - Тарасову, обходя его по кругу и разглядывая на предмет нанести легкие телесные повреждения: - "В полководцы рвешься? Хочешь доказать, что морская пехота - полное дерьмо? А сами такие чистенькие, сильненькие..?"
Наглым выражением лица и парой укрончивых фраз Тарасов подтверждает, что именно так он и думает.
В фильме стычка тоже происходит, но уже во время выполнения задания и тоже по причине излишней прыти парашютиста. Правда, от грубых слов Швеца останавливает выражание лица девушки-радистки. 


Вывод группы в тыл противника в короткометражке банален до крайности - прыжок с парашютом с рейсового самолета малой авиации - гражданского (?) "кукурузника", в фильме группа выдвигается на подводной лодке, а после отделения от неё - с помощью подводных буксировщиков.


На земле начинается операция по поиску и задержанию разведчиков-диверсантов, которой и там и там руковдит капитан Зуев. Единственное, что в короткометражке за отсутствием его "босса" Морошкина авторитет его явно выше. Заседает с генералом за одним столом. 


И там и  там по одному члену группы попадает в лапы противника, из которых феерично совершает побег, который крайне непонятно как стыкуется с правилами проведения учений. 


В "экшене" короткометражка вчистую проигрывает "поному метру" - если в первой Тарасов просто входит в штаб генерала врага, пока где-то рядом вся охрана во главе с Зуевым вяжет "отвлекающего" Егорова (вроде его, сложно разобрать), то все забеги по подземельям в фильме нужно видеть, конечно.


В итоге ночных пробежек в короткометражке документы врага похищает Швец, остановший УАЗик офицера-секретчика, а в фильме - Тарасов в одно лицо обнаруживает удаленное рабочее место Генерала противника в автономной КШМ, которую, судя по всему, никто не охраняет в целях достижения полной секретности.


Соответственно, в короткометражке вся группа спойно грузится в штабной самолет противника, прихватив с собой в плен капитана Зуева, а в фильме развивается мощная погоня БТР за УАЗом с десантниками, которая стартует ночью в Крыму, а заканчивается днем где-то в средней полосе России.


Погоня в фильме чуть не привела к трагедии, из-за которой вместо наград и благодарностей участники событий могли бы получить изрядно по шапке вплоть до самых неприятных последствий для карьеры и даже личной свободы.


После доставки секретных планов врага в штаб в обоих произведениях дело заканчивается демонстрацией эффектных кадров с военных учений с танками, самолетами, вертолетами, атакующими с поздуха и воды десантниками, взрывами мишений и макетов.






Трогательное единение родов войск (по фильму) - капитан Швец (ВМФ), гвардии капитан Тарасов (ВДВ), подполковник Морошкин (Сухопутные войска). Раненгого прапорщика Волентира эвакуирует в госпиталь Ми-8 морской, но Авиации. 


В титрах имя главного создателя советских военно-патриотических боевиков Евгения Месяцева.


Что в итоге?
Достаточно странно, конечно, видеть такую версию любимого и хорошо знакомого фильма, снятого за год перед ним - одновременно такого же и о том же, но вывернутого наизнанку.
Короткометражка ни в чем не не превосходит фильм и не очень понятно, зачем и для кого снималась с привлечением известных актеров. Учебный фильм - нет, просто как фильм для показа зрителям - я лично никогда о нём не виде и не слышал.
Не видели и не слышали так же те, кто фильмы современной советской военной тематики знали наперечет до деталей - их и было-то раз-два и обчелся.
Никаких комментариев и информации о фильме либо нет, либо мне обнаружить не удалось.
Любопытен больше всего момент с "переводом стрелок" - в короткометражке Тарасов и его бойцы выступают в роли эдаких "Альфовцев", приехавших подсобить сельским милиционерам, которые не могут справиться с опасным преступником.
В фильме же чашки весов уравновешены - тут все круты и профессиональны в воинском ремесле. 

Дополнения, возражения, мнения можно высказывать в комментариях к записи.

Спасибо за прочтение и внимание!

П.с.
Короткометражка "Ответный ход", 1980 год, 25 минут


Полный метр - "Ответный ход", 1981 год, 78 минут



Tags: военные фильмы, обзоры фильмов, хорошие фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “обзоры фильмов” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments