lewhobotov (lewhobotov) wrote,
lewhobotov
lewhobotov

Category:

Как Коп, Барыга и Дезертир Гитлера победили, Ч.3 (о военной драме "Битва в Арденнах", США, 1965 год)

Заключительная часть сильно затянувшегося обзора.
Первая и вторая части здесь:
https://lewhobotov.livejournal.com/900582.html
https://lewhobotov.livejournal.com/901885.html

Наступает ещё один драматический, интересный, и имеющий корни в реальной истории эпизод фильма - немецкие диверсанты, переодетые в форму Армии США и более-менее говорящие на английском языке (отправная точка для поиска интересного в сети - 150-я танковая бригада Вермахта в Арденнах, так официально называлось это интересное и уникальное специальное подразделение), взяло под контроль стратегически важный мост, через который шустро тикают в тыл для перегруппировки отважные янки.


Задача у диверсантов сразу двойная - 1) основная:  мост ни при каких условиях не должен быть разрушен американцами, так как его целостность обеспечивает успех стратегического замысла немцев, 2) побочная: изображая собой подразделение военной полиции, диверсанты перевернули дорожные указатели и всех отступающих американцев направляют вместо заданной им точки бегства сбора в место, которое в самом скором времени должно оказаться под ударом наступающих немецких войск. Сомневающихся, которые ранее уже ездили этой дорогой и попадали по ней совсем в другой населенный пункт, давят авторитетом MP (Military Police - не до такого уровня, как немецкие "цепные псы", фельджандармы, но тоже внушающие трепет и уважение)  и насмешками.


От моста отходит боковая любовно-товарная линия Барыги (единственная лав стори в фильме), который решает, что с него войны пока хватит, и стартует вместе с салагой к своей местной пассии, на пару с которой успешно крутит бизнес по всем направлениям - от парфюмерии и дамского белья до поставок яиц и курятины. Но туда отходить не будем.




К мосту... (кстати сказать, могли бы мост и поприличнее подыскать, не как в "Мост слишком далеко" об операции "Огород" ("Маркет Гарден"), но все же. Стратегически может быть важен и такой, но будучи в комплекте с другими минимизациями эпических в реальности событий производит впечатление экономии на бюджете).
В-общем, к мосту прибывают настоящие американские саперы, имеющие строчнейшее указание рвать его к чертовой матери, потому что если немецкие танковые колонны через него перепрыгнут, то положение Союзников резко станет ещё более отчаянным, чем уже есть. (И тут размер моста играет против фильма - уж через такую-то речушку немчура всяко бы что-то  наладила, даже если бы мост и взорвали).


Командир диверсантов успокаивает, что уже сделано своими силами - мост обвешан взрывчаткой, сейчас перейдут последние отставшие и "обязательно бахнем", можете катиться восвояси. Вроде срабатывает, но в последний момент командир саперов усматривает грубые нарушения Техники Безопасности при проведении взрывных работ и решительно отдает команду своим людям приступать к минированию.


И это были его последние слова. Диверсанты расстреливают всех саперов до единого.



Тем временем масса отступающих американцев, проследовавшая согласно перевернутым злодйскими немцами дорожным указателям, вместо назначенного пункта сбора скопилась посреди чистого грязного поля, где до самых прозорливых стало доходить, что над ними коварно "пошутили".


Самым прозоливым оказался, естественно, Коп, который приказал немедленно радировать Командованию, что немецкие диверсанты, переодетые в форму Армии США, захватили мост и вообще глумятся над янки как хотят.


Радиообмен слышат случайно подъезжающие к мосту танкисты очередного одинокого танка "Чаффи", наблюдающие целый "Додж" 3/4, набитый с горкой трупами саперов, и  которым лже-военнополицейские уже было навешали лапши на уши про "налетевших на саперов сподвижников в черных полумасках", которых они геройски победили и в танке тут нет никакой необходимости.



Стрелковка диверсантов против танковых пушки и пулеметов не сыграли и в живых остался только командир диверсантов, успевший сигануть с моста в реку.


Попытка одинокого "Чаффи" заблокировать проезд колонне "ТигроПаттонов" пресекается и немецкая танковая орда устремляется через мост к новым победам.



Бессильно наблюдающий за этим телепортировшийся к реке Коп сосредоточивает внимание на колонне грузовиков с горючим для танков и его озаряет Мысль (стандартная затертая донельзя тема для кинематографа в целом), как победить пришельцев, смертельный вирус, террористов, гигантских жуков, взбесившихся автомашин, зомби, десептиконов, гитлеровцев.
И как всегда, "смерть Кощеева" будет находиться в четко локализованном месте, в котором сойдутся ГГ фильма и решат там свой принципиальный спор. А все остальные десятки и сотни тысяч барахтающихся статистов вокруг по сути ничего и не решали.




Тем временем, Дезертир со своим взводным  Сержантом опять куда-то намылились, вдвоем на Джипе, без любимого личного состава, с которым по идее должны были встретиться в ложной точке сбора, куда их всех направили коварные немецкие диверсанты. 


Джип, однако, пал на пустынной зимней дороге и был обнаружен немецкими туристами, любующимися красотами Бельгии из американского же полугусеничного бронетранспортера М3 (не все ж нашим послевоенным БТР-40 и БТР-152 фрицевские "Ханомаги" изображать)

Сержант яростно рвет зубами чеку гранаты, напевая мысленно "Врагу не сдается наш гордый "Монитор"!


Но Дезертир его стремительно опережает, выскакивая из кустов, за которыми они укрывались, с поднятыми руками.


Немцы сильно пугаются, а потом берут отважных героев в плен. 



Толпу пленных американцев немцы сгоняют на опушку леса, оцепленную стрелками и автоматчиками.



Дезертир начинает размышлять, как будет сидеть в лагере для военнопленных и скоро ли начнут кормить, но озирающийся тревожно Сержант понимает, что что-то тут не так.


К пленным задним ходом подают наглухо закрытые тентованные грузовики. Борта сзади откидываются, пологи тента поднимаются....



и звучит нескончаемое тра-та-та-та гитлеровских "швейных машинок", за котороми сидят эсэсовские расчеты.




Дезертир и Сержант бросаются бежать, но везет только первому.



Подробности исторического события, на основе которого снят данный эпизод, можно узнать по запросу "Бойня/расстрел у Мальмеди 17 декабря 1944 года". Тогда из 113 пленных американских солдат немцами было убито 86 человек, остальные сумели бежать или притворится мертвыми.
В-общем, обошлись американские кинематографисты без "секретных документов о Великой войне", не пожалев нынешних союзников по НАТО, праздновавших в год выхода фильма ровно 10 лет вступления в Северо-Атлантический альянс (правда, возмущенная оговорка про "Это не Вермахт, Вермахт сплошь все лыцари с шоколадными рыцарскими крестами за тщательное соблюдение Женеских конвенция, это все СС. Вот СС - те фу-фу-фу!"). 



Американцы, узнав об этом, впоследствии тоже часто не церемонились с пленными немцами, подозреваемыми в совершении этого и аналогичных преступлений. В 1946 году на судах по делам о казнях пленных и мирных жителей во время наступления в  Арденнах к смертной казни были приговорены 43 немецких военнослужащих (впоследствии приговоры были значительно смягчены при установлении фактов пыток и издевательств во время ведения следствия, включая даже некий "лже-судебный процесс" (Как потом могли бы говорить следователи в Гуантаномо, если бы люди жили по сотне лет: - "Помнят руки-то! Не пропьешь опыт!").
Ну, а напосредственно на передовой суд над немецкими диверсантами и эсэсовцами был скорым... под спойлером реальные фото 18+:








А между тем стальной каток германских "ТигроПаттонов" неудержимо катится широким валом куда-то с гор в долину.


В городке под названием Амблев, через который продолжается драп американцев на Запад, Командующий мрачно созерцает, как его штаб спешно грузится в автомобили.
Отлавливает бегущего невменяемого солдата, бросившего где-то оружие и снаряжение и которому абсолютно плевать на его генеральские знаки различия и ему становится тошно.


Генерал приказывает распаковать багаж обратно и всем встать на пути немцев нерушимой стеной. Собрать всех поваров, водителей, нестроевых и легкораненых. Потому что здоровые настоящие солдаты уже большей частью все пробежали через город. 



Для усиления обороны затребованы две супер-пушки, которые должны прибыть по железной дороге. 



Однако "птенцы гнезда Скорцени" уже везде и скоростной маневр состава с пушками (снято "экшен-камерой" с паровоза очень эффектно) пресечен одним-единственным танком, закупорившим тоннель. 



Бригада Хеслера выходит к окраинам города Амблев и впервые  за все время натыкается на реальное стойкое и организованное сопротивление



Выглядит, правда, комично, когда в конце 1944 года современные моторизованные армии строятся в строгие порядки на расстоянии автоматного выстрела друг от друга и с такой же дистанции поливают друг друга стальным и свинцовым дождем. Артиллеристов среди военных консультантов фильма, скорее всего, не было. 



Потому что даже САУ "Прист" они выдвинули на прямую наводку на первую и единственную линию обороны.



После обильного размена "любезностями" немцы бросаются на приступ жиденьких крепостных стен. Есть удачные кадры, кстати. 



И в первый раз получают по морде арийского лица, откатываясь назад с большими потерями под плотным огнем американцев, которые в этот раз дружно сражаются как один и поливают из всего, что есть. 



По древней лыцарской природе командиры "ТигроПаттонов" даже при обстреле в упор (для пулемета) несгибаемо стоят высунувшись по пояс в люках своих машин.
Выглядит тупо. 


А кто же командовал отражением приступа? Конечно, старые знакомые - Коп и Бронсон.  Других командиров у американцев просто нет.


На передовой КП Хеслера (на самом деле никакого Командного Пункта нет, как нет и штаба бригады - весь штаб разом создатели фильма ранее подорвали на мине, чтобы не отвлекать зрителя от созерцания немецкого убер-комбрига, которому для командования своими зольдатен унд официрен не нужны никакие посредники - там ментальная связь, плюс немножко рация дополняет). Прибывает, короче, Мюллер. Папаша Мюллер в негодовании. Бригада Хеслера - наконечник тарана ударной группировки, остает от графика достижения великой победы чуть ли не на десять часов. И он справедливо требует от бригады тяжелых танков обойти городок и двигаться дальше (собственно, обычная тактика немцев во Второй Мировой, благодаря которой они и достигли того, чего достигли - пока противник, похохатывая, строил мега-крепости, которые не взять ни в лоб ни по лбу, немецкие подвижные моторизованные соединения просто обтекали эти твердыни через слабые места в линиях фронта и оставляли их у себя в тылу, где с ними спокойно разбирались пехотинцы и саперы с тяжелой артиллерией). Но у Хеслера свой, особый взгляд. Пойдемте, говорит, в мой вагончик и я вам там покажу...


В вагончике (в котором погиб весь его штаб, а самому вагончику хоть бы хны), Хеслер показывает Мюллеру американский свежий рождественский пирог, отнятый у пленного американского солдата.
Мюллер решает, что его лучший комбриг поехал крышей и тянется за пистолетом, но Хеслер объясняет смысл натюрморта: - Посмотрите на обертку: он накануне привезен из Бостона! Это значит, что у американцев есть топливо и самолеты, чтобы через океан доставлять сюда даже кондитерские изделия для солдат! И поэтому они не собираются отступать (???)
И потому Хеслер намерен учинить страшное - лишить американцев воли к победе, стерев городок Амблев вместе с его защитниками с лица земли. Офигевший от такой стратегической логики Мюллер дает на все четыре часа и отбывает восвояси.


И начинается забавное, но эпичное: вставшие борт к борту "ТигроПаттоны" начинают расстреливать город из танковых орудий (исторически у каждого Тигра II была 88-мм пушка с боекомплектом от 77 до 84 снарядов на ствол в зависимости от типа башни). Видимо, с боепитанием, в отличие от топлива, у бригады проблем ровно никаких. Ну, а про износ канала ствола говорить и вовсе смешно. Про "Богов войны" - артиллеристов, как уже ранее говорилось, понятия у авторов нет вообще (как и об авиации, кстати) - только хардкор, танки и немножко пехоты друг против друга. 



Достигнув приемлимого уровня дамага зданий и стен, немцы в ночи танками врываются в город



При всей несуразности происходящего, не могу не отметить, что многие моменты смотрятся здорово.




Американцы отбиваются-отбиваются, кончили отбиваться и кто уцелел, подняли руки.


Наутро Хеслер бегло знакомиться с достопримечательностями на кой-то сдавшегося ему городка, любуется на проход колонны пленных американцев,




едва не погибает от покушения на себя со стороны местного гражданского подростка, притаившегося с берданкой в развалинах. 


После чего, по настоянию местных служителей церкви приказывает пацана отпустить, а его папашу, прибежавшего молить за сына, расстрелять.


Арийский царь Соломон просто.



Тут же его настигает тема расстрела пленных у Мальмеди в образе плененного наконец майора Бронсона. Тот пришел к нему из плена и требует от Хеслера письменных гарантий соблюдения норм международного гуманитарного права в отношении всех его солдат.
- Ты охренел, что ли? - изумляется Хеслер: - я ж тебя тут и положу за такие предъявы!


Но Бронсон мужик непростой, у него все схвачено (см. другие фильмы, где он в главных ролях). Если я, говорит, не вернусь к своим подчиненным, то они откажутся принимать пищу, ходить в установленные отхожие места, и вообще всячески станут нарушать святой для немцев Орднунг (в переводе - порядок), вплоть до бунта. Это тебе не 37-й 41-й год, сатрап нацистский!


Хеслер выгоняет Бронсона обратно в плен, но проникнувшись политическим моментом, связывается с Мюллером и требует объяснений, что за хрень творится в тылу? Пока он сокрушает воинский дух американцев честными методами ведения войны, какие-то сволочи, убивая пленных, наоборот провоцируют американцев на усиление сопротивления и вообще чуть не на кровную месть!


На что Мюллер отвечает знакомой присказкой, что "Не мы такие, это все СС, а за них мы отвечать не можем. Иди воююй себе с готом."


Так как Амблев пал, американское командование опять в замешательстве - время вроде потянули, отошли более-менее в порядке, переформировались.Но что дальше-то? Немцы опять идут вперед, Бронсон у них  в плену... Что делать - непонятно.


И кирдык пришел Америке, если бы не Коп, простой американский полицейский. На его глазах разворачивается вопиющий случай неуставняка - Барыга, который снова в строю (в Амблеве немцы уничтожили его бизнес-базу и судя по всему, погибла его бизнес-партнерша), катит на своем танке мстить немцам. Топливо кончается и он истерично требует от колонны снабженцев заправить его. Старший колонны сбрасывает ему бочку с горючим, после чего соскакивает сам и бьет Барыге в морду, повергая в грязь. После чего садится в машину и уезжает.
- Топливо, топливо... - начинает строить версии Коп, глядя на это: - что-то в этом есть... Где-то тут фашистская собака зарыта....


Бегло показывают ещё одну точку напряжения - Бастонь, к которой подступили немцы. 


Здесь американцы в спартанском стиле посылают немецкого парламентера, прибывшего с предложением сдаться в плен по схеме "Все Женевские конвенции включены, а иначе наши пули и снаряды закроют Солнце над вами"



- Тогда мы будем драться в тени! - отвечают храбрые американцы.



Решительная перемена происходит даже с третим героем драмы - Дезертиром, которого в каком-то сарае ночью отыскали отбившиеся от своего разбитого подразделения солдаты.
- О, целый лейтенант! - радуются солдаты: - мистер офицер, а давайте вы поведете нас в плен к немцам, а то чего-то задолбались уже ноги топтать между елками без рождественских пирогов и пива. Там хоть поедим нормально.
- Нет, гайс - решительно отвечает Дезертир: -  Я уже разок к ним в плен сходил, не понравилось. Еле ноги унес. Айда лучше немцев бить! 



Тем временем Коп уговаривает пилота самолета-разведчика вылететь на разведку в услолвиях нулевой видимости - "послухать, где немцы"
Тот долго отказывается - да разобьемся же! Но через давление на патриотизм все-таки соглашается. 


Каким-то образом в плотном тумане им удается мало того, что найти немецкие танки, то ещё и точно сориентировать штаб по месту их нахождения и направлении движения.



С чувством выполненного долга самолет-разведчик выпадает и тумана об землю, пилот всмятку...


а Коп (к сожалению, музыку вставить нельзя). Коп готов к новым подвигам.


Получив данные о направлении движения немецкого танкового тарана, американское командование устраивает Прохоровку в Арденнах - встречное танковое сражение.



Как и во всем фильме, никаких других моделей танков в кадре нет - немецким "ТигроПаттонам" противостоят легкие "ШерманоЧаффи". Некоторая понимаемость исхода их противостояния, однако, присутствует. 


Для успешной борьбы с более защищенной машиной применяются тактические хитрости, в чем особенно преуспело подразделение Барыги.




Но в целом поле боя остается за немцами - классы танков все-таки несопоставимы и "ТигроПаттоны" размазывают американское танковое соединение почти вчистую.





Хеслера поздравляют с победой, однако он понимает что не все так однозначно - американцы пожертвовали своими танками, чтобы немцы исчерпали в бою запасы топлива.



Чтобы его ударная бригада не превратилась в груду застывших огневых точек без хода, Хеслер приказывает быстро сформировать колонну из 15 танков и пустых грузовиков, которую он лично поведет к американскому топливному складу неподалеку.


Таким образом, к заключительной сцене фильма происходит концентрация всех главных героев в одной кульминационной точке. Разбитый вдрызг танк Барыги подбирает голосующих на дороге солдат под руководством Дезертира (который за все время фильма не сделал ни одного выстрела) и катит в направлении склада топлива, чтобы заправиться



С другой стороны туда уже подходит колонная танков Хеслера.


А сам склад в надежных руках вездесущих диверсантов-оборотней лейтенанта Шумахера, которые ждут Хеслера. Более того - они же притащили на склад Копа, извлеченного из рухнувшего самолета-разведчика. 


И вся война пошла бы по-другому, если бы не танк Барыги не прикатил на склад первым,


а сидящий на башне Дезерир не узнал бы в командире "военных полицейских" офицера, командовавшего регулировкой движением на мосту и направившего тогда всю их колонну в ложном направлении под удар наступающих немцев. Роль личности в истории...



Курить на складе ГСМ категорически нельзя, а про стрелять ничего не написано - в короткой жаркой перестрелке среди штабелей бочек с топливом американцы уничтожают всех "оборотней" и освобождают Копа.


Визуальный контакт - Хеслер видит неладное и приказывает ускориться, а американцы видят приближающуюся колонну из 15 тяжелых танков. Первый порыв у всех - драпать как можно скорее.



Но Дезертир берет командование в свои руки и приказывает крушить бочки, лить горючку на землю под уклон и в целом устроить локальный огненный апокалипсис. Лучше сгореть, чем отдать топливо гитлеровцам!





Обильно пропитав подъезды к складу, бойцы по рецептуре ещё античных предков начинают катить бочки в сторону подходящей танковой колонны. 




Вся колонна сгорает без единого выстрела



Последним под пафосное спивание на немецком взрывается от соприкосновения с бочками танк самого Хеслера, из которого удрал весь экипаж и он сам сел за рычаги машины в отчаянной попытке доехать до заветной цели.




Fatality


На склад приезжает на джипе Командующий, чтобы сердечно,  от имени руководства и от себя лично поздравить весь личный состав в целом и Копа, Барыгу и Дезертира в частности с успехами в деле отражения немецкого наступления в Арденнах, пожелать им дальнейших творческих успехов и большого счасть в личной жизни.



Какой-то офицер осматривает поле боя с кучей брошенных немецких танков и приказывает срочно сообщить всем, что инопланетяне разгромлены немцы оставили свои танки и пешком направляются обратно в Германию



Последним немцем оказывается счастливый Конрад, который бросил винтовку и снаряжение и идет домой к своим детям.


Съемочная группа благодарит командование и личный состав соединений таких-то дивизий и корпусов Армии США в Европе за оказание помощи в создании фильма.


Что в итоге? Интересная смесь в итоге получается - с одной стороны нагромождение идиотских несуразностей, вызывающих смех в самые драматические моменты, упорное сосредоточение огромнных по размаху событий вокруг личностей, которые на эти события при всем желании могли иметь ну очень опосредованное влияние. Особо подчеркну, что все американские Герои фильма, переломившие ход событий, сделали это походя. Один был принудительно мобилизован и маялся в непонятной для самого себя должности при штабе, постоянно подвергаясь насмешкам и придиркам военных профессионалов, второй мечтал делать на войне бизнес и просто вернуться домой с карманами, набитыми долларами. Третий вообще хотел сдаться в плен и сдался-таки. И если бы его не начали в плену расстреливать, то спокойно просидел бы пару месяцев в лагере, пока свои не освобидили бы.
Получается посыл - "мы нация, мол, мирная, но ежели нас расшевелить - то каждый отвлечется от строительства персональной американской мечты и каак даст даже суперпрофессиональным воякам, одетым здесь в немецкие мундиры".
При этом очень сомнительно, что кино с таким идеологическим подходом к делу понравилось американским военным, которые большую часть времени в панике пробегали от немцев.

А с другой стороны - фильму уже исполнилось 54 года, а смотреть его не только можно, но и местами интересно. Некоторые батальные сцены при всей дикости применения послевоенных американских танков с нарисованными немецкими крестами отсняты очень даже ничего и могли бы при аналогичном подходе к операторской работе и пиротехнике  украсить и современные военные фильмы.

Оценку в баллах вывести крайне сложно из-за указанной противоречивости, потому и воздержусь от оной.   

Tags: военные фильмы, обзоры фильмов, фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “военные фильмы” Tag

promo lewhobotov july 26, 2017 17:05 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Решил согласится с настойчивым предложение ЖЖ включить Промо-блок в журнале. Видимо, дорос до такой чести. Пока дело это новое и неосвоенное, а журнал наш упорно лезет на вершину пищевой цепочки (медленно, но пока стабильно, тьфу-тьфу), то цена вопроса минимальная. Удорожание будет по мере…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments