Вступление.
Совершенно уверен в том, что одним из серьезнейших проколов в ведении идеологической борьбы Советского Союза против "Свободного мира" во главе с США был запрет показа нашему населению в частности враждебных пропагандистских фильмов. В какой-то степени поколения прекраснодушных дебилов, пролюбивших СССР, социалистическую систему хозяйствования и допустивших возрождение на территории России ущербного дореволюционного государственного устройства на принципах классового социал-дарвинизма, было воспитано иллюзорным пониманием действительности. Убежден, что советсвому зрителю обязательно нужно было видеть и "Красный рассвет" и "Красный скорпион", "Зверь" и "Рембо во Вьетнаме/Афганистане" и прочие подобные фильмы, рисующие образы нашего народа как скопища агрессивных варваров и налитых водкой дегенератов, единственные приличные люди из которых - предатели-перебежчики.
Во-первых, это прочищало бы мозги и порождало протест против насаждавшегося народу мнения, что нас "там" кто-то любит и кто-то ждет, чтобы принять в "дружную семью цивилизизованных народов" и что для этого нужно только отречься от коммунизма.
Во-вторых, способствовало бы пониманию реалий современного мира - где борьба за мир означает не фальшивые лозунги о разоружении и миролюбии, а наличие такой вооруженной силы и экономической мощи, которая могла бы свернуть шею любому врагу, сунувшемуся в наш огород. И самое главное - что наш огород простирается на те земли и народы, которые мы можем застявлять выполнять нашу волю своей экономической и военной мощью. Последнее, как все понимают, от нашего народа тупо секретили до такой степени, что к Афганистану сломали весь моральный дух страны, которая всего лишь за сорок лет до того размозжило башку объединенной под знаменами Гитлера континентальной Европе, да ещё и походом прикончившие милитаристскую Японию.
В-третьих, это тупо дало бы мощнейший пинок нашему кинематографу, который, являясь мощнейшим инструментом воспитания масс, под конец существования СССР был просто застышим в прошлом веке существом в плане техники, постановки, операторской работы сразу по ряду жанров, исключая "социально-разговорно-драматическое"
Одним словом считаю, что "враждебное" кино надо смотреть обязательно. Чтобы поддерживать некий моральный тонус и понимание, что если наши "партнеры" почувствуют слабину, то их киношные сюжеты про то, как они мочат "русских варваров" тут же будут воплощены в реальности.
Волею истории ныне в стане наших "недругов" оказалась родная нам всем Украина. Кто больше в этом виноват действием и бездействием - вопрос дискуссионный и не является здесь предметом рассмотрения. Факт в том, что украинский кинематограф как часть государственной идеологически-пропагандистской машины сам либо в совокупности с другими "партнерами" выкатывает кинопродукты, которые изображают события гражданской войны на востоке Украины в том свете и смысле, в котором это выгодно представлять управляющему сегодня Украиной режиму.
Три дня тому назад посмотрел я один из таких кинопродуктов под названием
"Донбасс"/"DONBASS" (Германия, Украина, Франция, Нидерланды, Румыния, 2018 год)
https://www.kinopoisk.ru/film/1118707/

Ряд критиков фильм классифицируют как "антивоенную трагикомедию", художественный взгляд на трагедию войны Донбассе, основанную на реально отснятом во время ведения боевых действий видеоматериале с обеих сторон от линии противостояния.
Что ж, вот я впервые посмотрел этот фильм и выскажу уже свое личное мнение, максимально свободное от идеологии и пристрастности.
Сразу скажу, что "антивоенной трагикомедии" я там не увидел, улыбка на лице не появлялась. Хотя моменты, претендующие на циничную комедийность я все увидел и могу сказать, что сыграны они неплохо. Наши современные комедии в массе своей куда халтурнее.
"Реальный видеоматериал", ставший основой для фильма - ролики с Ю-туба, репортажи, записи с телефонов и т.п. Благодатная тема, конечно же. Правда жизни. Проблема в том, как из их массива осуществить выборку, по какому принципу, и под каким соусом подать зрителю. И самое утонченное - что вырезать, что вставить а что и домыслить при их экранизации в художественном фильме.
Итак, пойдем по порядку, благо фильм имеет крайне удобную структуру - 13 отдельных эпизодов, передающих друг другу некую эстафету, с картинами войны и мира как со стороны Украины, так и со стороны отколовшейся от неё Новороссии. Легко подсчитать баланс "беспристрастности", "отсутствия пропаганды" и авторских симпатий к участникам конфликта.
Эпизод 1. Сами себя взрывают!
На самом деле, с авторской якобы "беспристрастностью", "отсутствием проганды" и прочими высокими словами (это не считая логики и здравого смысла) безжалостно расправляется самый первый же эпизод "Донбасса", на редкость по-идиотски вторящий украинской пропаганде образца 2014-15 годов, когда все жертвы налетов и обстрелов украинской авиации, артиллерии и прочих родов войск среди мирного населения с редкостным людоедским цинизмом объявлялись жертвами самих же "сепаратистов". Там по неосторожности взрывчатка взорвалась, тут криво из гранатомета выстрелили, а про кондиционеры вспоминать не буду, потому как ошалел тогда от мерзости таких комментариев. Потом этот кондиционер им припомнили при виде обломков сбитого ИЛ-76 в Луганске, ставшего братской могилой для нескольких десятков украинских десантников и летчиков.
В фильме "сепаратисты" снимают сценку для репортажа по телевидению - гримеры готовят "свидетелей украинского артобстрела", потом ассистент режиссера гонит галопом всю толпу - "свидетелей", "массовку", "ополченцев" и даже самих "журналистов" к месту, где строго по расписанию подрывают троллейбус, автомобиль и что-то ещё (звучит четыре взрыва).
Вся эта подставная орава высыпает на место происществия и тут же начинает отыгрывать заранее расписанные роли - снимать, давать интервью, причитать на заднем плане об убитых детях, охранять, вести следствие... Зашибись комедия началась.
У меня вопрос один - на какого дебила-зрителя рассчитан этот эпизод фильма? Впрочем, вопрос риторический - субтитры, поясняющие локализацию всех сцен сделаны на английском языке. Едва ли там станут задаваться вопросом, что такие идиотские постановки разоблачит на раз любой проукраинский житель из окрестных домов, высунув в окно мобильник с камерой и отсняв весь этот бред. Ведь если территория оккупирована врагом, то на ней живут люди, которые нуждаются в освобождении национальными правительственными войсками и всячески им помогают в этом нелегком "антитеррористическом" деле? Или нет? Или вопрос идет только об освобождении территории от "сепаратистов" и "террористов", но не населения, которое тоже желательно оттуда сковырнуть?
Я уж молчу о сложностях создания и работы такой мобильной киностудии, в функционировании которой главное условие - скрытность и секретность. Ага, с алкашами и пожилыми женщинами, из которых большей частью набран персонал.
Впрочем, примерно ясно, откуда режиссер черпал вдохновение в этом эпизоде - такие видео действительно снимались и потом разоблачались. Только в Сирии, на подконтрольных игилоидам (которые запрещенные в России террористы), всяким нусрам (эт вроде тоже) и прочим "белыми касками".







Эпизод 2. Я хабалка, ты хабалка...
Украина. На заседание "Провинциального городского совета" входит баба с ведром фекалий (сразу вспоминает анекдот про сдачу анализов в поликлинике: " - Вы бы ещё чемодан дерьма принесли, гражданин!" - "Как знал, как знал!") и после спивания гимна Украины вываливает его содержимое на голову председателя. Дальше между бабой, которая таким образом защищает свое оскорбленное в местной прессе достоинство и чиновницей горсовета следует оживленный обмен любезностями с бохатым вкраплением простонародных выражений. Остальные чиновники увлеченно внимают и снимают их диалог на камеры смартфонов. Из дискуссии следует, что бабу с ведром дерьма обвиняют в том, что она якобы тиснула весь какой-то хабар, а она этого якобы не делала. Поскольку никакой предыстории нам не показали, то непонятно, о каких именно артефактах идет речь, тырила ли их эта Сталкерша или кто вообще прав и виноват.
Видимо, та простота, с которой каждый обиженный может придти с ведром фекалий даже в горсовет и вылить его там на голову любому, символизирует невиданно возросшие права и свободы граждан постмайданной Украины.




Эпизод 3. Решала.
Суть эпизода - В "роддоме маленького города на оккупированной территории восточной Украины" главный врач учреждения крысил и складывал у себя всё, что поступало в его учреждение - продукты, медикаменты, гигиенические средства. Когда это дело вскрылось, эта поганая крыса (в исполнении бывшего КВН-щика, шоумена, пародиста, народного артиста Украины Чепурняка Е.С.) забилась в своем кабинете, который осадила толпа работниц медучреждения. Чтобы спасти подонка от заслуженной кары, в роддом приезжает Решала (Борис Каморзин), который замыкает на себя все внимание людей, проводя "экскурсию", во время которой демонстрирует им образцы наворовованного главврачом и обещая немедленно вернуть им все обратно. Попутно буквально грызет взглядом симпатичных особ женского пола.
Толпа, правда, ведет себя совершенно пассивно и безмолвно и равнодушно расходится по первому требованию Решалы. В кабинете Главврач радостно зубоскалит при виде своего спасителя.
По эпизоду почти нет претензий - сыграно хорошо, Решала полностью владеет вниманием и публики в кадре и зрителей у экрана. И докуметально эпизод имеет подтверждения, которые я видел в свое время на Ютубе. Разница, если не изменяет память, в том, что
Отдадим должное - персонал роддома имеет нормальные человеческие лица, это стоит запомнить.





Эпизод 4. Блокпост.
Решала на "Гелендвагене" вывозит урода-главврача и его пышнотелую любовницу на украинскую территорию. На блокпосту машину и пассажиров тормозят и проверяют украинские... хрен знает кто такие - военные? нацгвардейцы? добровольцы? тербатовцы? Но - идейные, потому как с богатого "клиента" в дорогом прикиде и на такой машине, набитой краденым добром главврача ни гривны не взяли. Наоборот, командир досмотровой группы, нутром чувствуя "суку", пытается проверить личность Решалы на розыск. Но в штабе сдох компьютер с базой данных и он нехотя разрешает Решале проезд, предупреждая с неприязнью "нех.. тут шастать".
ПОлагаю, эпизод можно было бы обставить куда логичнее и правдивее - Решалу приказал бы пропустить вышестоящий украинский офицер, без крышевания и прикрытия которого деятельность продобных "решал" невозможна в принципе. Это на предмет драматического пафоса, если не хочется сделать по правде жизни - когда бы на блоке с ним долго тороговались бы о цене проезда. Хотя, идейные есть со всех сторон - это факт. Вот попадают ли они такие хлебные места - вопрос уже другой.






Эпизод 5. Обычный автобус.
В другом направлении через этот же блокпост проезжает рейсовый междугородный автобус. Крупным планом показывают пассажиров, звучат отдельные фразы о житье-бытье. Где-то на нейтралке автобус останавливают ополченцы во главе с мужиком в живописной дохе. Он проходит по салону, перекидываясь шутками с пассажирами на предмет провозимого ими оружия, боеприпасов, на выходе предлагает по-хорошему поделиться чем-нибудь съестным. Отрезав штык-ножом половину от куска сала, протянутый старушкой, пропускает автобус дальше.







На блокпосту ополчения (конкретизирован населенный пункт Спартак) автобус тормозят и проверяют уже основательно - рулит здесь взвинченная "комиссарша", дальняя родственница героини фильма "Служили два товарища". Мужчин и парней заставляют посроится у автобуса и раздеться до пояса. Комиссарша в это время зло взывает к их мужской совести, что пока одни защищают родную землю, эти болтаются как оно самое в проруби, угрожает организовать из них отделение и бросить в бой.



Впрочем, угрозы остаются нереализованными - внимание товарищей привлекают бойцы, обнаружившие в другой машине гражданина Германии, представляющегося журналистом.
Интерес мигом переключается на экзотического пришельца, которого тут же берут "на понт" криками "Дойчланд! фашиста поймали! Гитлер капут!". Тот пугается, оправдывается, "но,но, я не фашист, я журналист! Фашист-плёхо, очень плёхо!" Немного попугав и показав ему кадры разрушений в Донецке с телефонов, презрительно бросают паспорт и пропускают.
В целом сцена на блокпосту сделана реалистично и вероятно, достоверно. Власть и война раскрепощают натуры и полностью обнажают уровень воспитания и культуры человека. Даже узнаю кое-кого из знакомых в репликах и моделях поведения.




Эпизод 6. Старшего позови!
Бредовый эпизод опять из фантазий украинской пропаганды времен начала т.н. "АТО". Немецкий журналист с фотооператором совершенно бесконтролько рыщут между бойцов и техники Ополчения, которые готовятся к каким-то действиям на передовой, пытаются общаться, распрашивать о том, что происходит и кто тут главный. Рядом с ополченцами совершенно спокойно ему позируют вооруженные солдаты без знаков различия в характерной одинаковой форме новейшего российского образца, в которых зрители обязаны узнать т.н. "ихтамнетов" - военнослужащих российской армии, тайно воюющих против Украины на Донбассе. Даром что подобную экипировку из России неравнодушные люди и организации отправляли во многие формирования Ополчения едва ли не сразу после начала боевых действий.
Но ладно - положим, это тайные российские войска, реальных и веских доказательств присутсвия которых на момент съемок фильма общественности так и не было представлено. Что означает весьма серьезные мероприятия по маскировке и соблюдению секретности. А тут немец, журналист, камера - и "секретные российские солдаты" охотно перед ним трепятся, карикатурно пытаются вспомнить название ближайшего донецкого города, из которого они родом. Даже легендарный бурят вроде как присутсвует. Разве что военные билеты и татухи с названием подразделений не показывают.








Ну солдаты - ладно. Солдат, что ребенок, для серьезных дел ему нужен офицер. Приходит офицер, матом разгоняющий подчиненных и требующий оъяснить, что происходит.
Журналист просит подать ему старшего. Офицер под смех солдат валяет дурака (это при том, что фотограф при немце - русскоязычный и не глухой), требует подать ему "трихомандрита половецкого" (с.) - видимо, казачьего атамана, которого представляет немцу как предводителя.



Казак сначала напускает строгости, потом читает немцу лекцию о том, что в Войну фашизм в Германии наши войска разбили, а на Западной Украине - упустили. И теперь он там вырос и если надо, мы пойдем до Львова.


А как же, задаст вопрос зритель, быть с фото-видеоматериалами, которые немекие журналисты наснимали, на которых те самые тайные российские "ихтамнеты", которых пять лет не могут заснять ни украинские военные на мобильники, ни всякие журналисты и разведчики на камеры, ни беспилотники с воздуха, ни спутники США и НАТО из космоса?
А все логично - начинается артиллерийский обстрел и рядом с журналистами и атаманом взрывается снаряд. Соответсвенно, кадры и видео на камере - ёк.

ОКОНЧАНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УВИДЕННОГО СЛЕДУЕТ...
Journal information